Культура
Актуальное

Вдохновленная и вдохновляющая

Актриса Екатерина Дар успевает участвовать в самых смелых театральных постановках, параллельно снимаясь в кино в России и Европе. Её умение много и упорно работать воспитала художественная гимнастика, а любовь к жизни, путешествиям и искусству привили родители.


Детский спектакль для взрослых

С начала 2021 года на сцене театра «Куклаб» идёт детский спектакль со взрослым смыслом «Родители напрокат», в постановке Антона Калипанова и Ольги Шайдуллиной. В его основе одноимённая пьеса Екатерины Севериной, по которой девочка-интроверт хочет поменять своих родителей и выбрать новых в электронном каталоге.

Почти у всех бывали моменты, когда кажется, что угораздило родиться в чужой семье или даже не в той стране, а вот других жизнь балует. Попав в такое состояние, главная героиня спектакля – девочка Аня, которую играет Екатерина Дар, – ищет новую семью. В конце выяснилось, что её настоящие, самые обычные мама и папа, лучше всех. Другим – знаменитым, творческим, богатым родителям, которых перебирала Аня, она попросту оказалась не нужна или не интересна.

Спектакль приводит к глубокому осознанию, что наши родители – это мы. Ссоримся, обижаемся и покидаем надоевших близких, но это побег от самих себя, обречённый на провал. По-настоящему счастливые люди лишь те, кто находятся в гармонии с родными. Близкие могут быть ворчливыми, требовательными, командовать или портить настроение, но единственным выходом становится любить их такими, как они есть. Главная героиня «Родителей напрокат» приходит к этому выводу, как и любой из нас, кто повзрослел.

На уютной маленькой сцене театра «Куклаб» помещается лишь несколько актёров, но даже малыши на протяжении всего спектакля заворожено смотрят и молчат. Взрослые тоже не отрывают взгляда от сцены. Зал держит актёрский дар Екатерины Дар, извините за каламбур. Она кажется хрупкой девочкой, похожей на подростка из фильма «Леон». Сидя в зрительном зале, трудно поверить, что за плечами Кати спортивная карьера в фехтовании и гимнастике, а ещё кафедра телевидения журфака МГУ и несколько театральных вузов.

В 2015 году она закончила Санкт-Петербургскую театральную академию, параллельно обучаясь в международной фестиваль-школе «Территория». На следующий год поступила во Французскую театральную школу Жака Лекока, и с 2019-го шлифует мастерство в лаборатории Анатолия Васильева, плюс «Real Collegio» в Италии. В нынешнем же году окончила Московскую школу кино (курс А. Гусаровой и И. Дапкунайте).

Под одной маской

Будущая актриса Дар занималась художественной гимнастикой целое десятилетие, став в 2004-ом кандидатом в мастера спорта. Звания же мастера спорта она достигла в 2008 году, но уже в фехтовании на шпагах. На первую тренировку Катя пошла, чтобы подготовиться к сцене дуэли в школьном спектакле «Золушка». Она училась в параллельном классе с Яной Зверевой, будущей двукратной чемпионкой мира. Яна принесла на репетицию школьного спектакля шпаги. Тогда будущую актрису покорила эстетика фехтования. Яна предложила прийти на тренировку, и так Катя стала заниматься.

В её жизни профессиональный спорт и театр идут рука об руку. Маска символизирует театр, но и в фехтовании это знаковый атрибут. В поединке на шпагах, как и на театральной сцене, происходит перевоплощение. В театре Екатерина играет роль, выходя из привычного образа себя в обычной жизни, а в фехтовании нападает на соперника, не испытывая к нему ненависти. Фехтование – умный и зрелищный вид спорта, как и театральное искусство. В нём нет ничего, что можно продумывать заранее, и надо действовать по ситуации, а это и есть настоящая творческая свобода.

Екатерина видит спорт как перформанс. Актёр играет, что несёт тяжёлый чемодан, а перформер действительно тащит увесистый багаж. Ты колешь, а не изображаешь укол. Адреналин и свобода самовыражения в одном флаконе – вот за что актриса любит фехтование и театральный перформанс.

В 2011 году, когда Екатерина поступала в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, на итоговом туре должна была в одном номере собрать все свои таланты воедино. Мастер, набиравший курс, дал задание исполнить номер на французском про любовь, используя шпагу. Оказалось, любовь и шпага сочетаются идеально. Будущая актриса пела на французском про любовь, дарила мужчинам надувные шары в виде сердец и протыкала их шпагой. Номер покорил комиссию, и Екатерина поступила.

Железная девочка

На спектакле «Родители напрокат» и вовсе произошло полное перевоплощение. Кажется, что на сцене растерянная девочка Аня тискает мягкую игрушку, поджав ноги на огромном кресле в смешных плюшевых тапках. Не укладывалось в голове, что после спектакля Екатерина, поблёскивая остатками трогательных «веснушек» девочки Ани, пойдёт оттачивать навыки по фехтованию с профессиональным тренером.

Осенью нынешнего года актриса снималась в историческом фильме. Проект называется «Дуэлянтки». Это документальный фильм-реконструкция о женских поединках 16-19 веков в России и Европе. Эксперт рассказывает историю из прошлого, а потом актёры разыгрывают сцену. Получается микс документального и игрового кино, где Екатерина играет основную соперницу главной героини. Оттачивая технику фехтования с тренером, она готовилась к съёмке.

Для Екатерины Дар гимнастика стала жестокой школой жизни, где обучение шло через боль и предельные нагрузки с самого раннего возраста. Сейчас подходы к тренировкам более гуманные, но когда она занималась, то все делалось через насилие. Катя думала, что так нужно, поэтому не жаловалась родителям и просто терпела.

Зато гимнастика дала мышечный каркас, качественное ощущение собственного тела и умение им управлять, а поэтому в фехтовании удалось быстро добиться результатов. Екатерина приспособлена к пластическим спектаклям и физическому театру. Гимнастика воспитала характер и умение работать с утра и до вечера. Ведь спектакль, интервью или выход на красную дорожку кинофестиваля – только поверхность, под которой кроется ежедневный упорный труд.

Если девочки после такой гимнастики не ломаются, то из них куют железо. Екатерина такая и есть. Её отличают фантастическая трудоспособность и оптимизм. За короткое время она прожила несколько жизней. Одну в спорте, другую в СМИ, став в 2010 году выпускницей факультета журналистики Московского государственного университета (кафедра телевидения), а третью в кино и театре. Любит креатив: играла в моноспектаклях, инклюзивных и экспериментальных постановках, участвовала в трансмедийном проекте. Осенью 2018 года начала сотрудничать с театром «Transformator» и комиссаром Всеволодом Лисовским, выпустив 4 спектакля, два из которых («ГЭС 2 Опера» и «Пещера») были номинированы на премию «Золотая Маска» в категории «эксперимент».

В инклюзивном спектакле «Пещера», который проходил на сцене Центра им. Мейерхольда, вместе с профессиональными актерами играют три героя без определенного места жительства. «ГЭС 2 Опера» был создан по мотивам интервью с работником электростанции. Постановка прошла в рамках программы «Расширение пространства» и проекта «ГЭС-2 данные». Приглашенные художники, фотографы, театральные деятели и музыканты творили, исследуя электростанцию и ее взаимосвязи с жизнью города.

В кино Екатерина начала сниматься в 2016 году, и уже сыграла роли в двух десятках самых разных фильмов, от отечественных артхаусных короткометражек до зарубежных мелодрам: «Русский крест», «Radio nuit Paris», «План 9 с Алиэкспресса», «It’s for Your Own Good», «Murder Girl» (2022), «Вратарь Галактики» (2020), «Murder Girl. Правдивая история» (2020), «Кошачий Вальс» (2020), «Murder Girl: Counting Rhymes» (видео, 2019), «Коуч» (2019), «Включи мне свет» (2019), «Акрамря» (2018), «Один день из ее жизни» (2018), «Ночь продолжалась, и я ничего не мог с этим поделать» (видео, 2018), «Atlanta Have Gone» (2018), «Whatnot» (видео, 2017), «Самая светлая тьма» (2017), «Матильда» (2017), «Silver Medal» (2016), «Выжить после» (сериал, 2013–2016).

Весной 2021 года снялась в полнометражном фильме «Русский Крест» режиссёра и художественного руководителя МХАТа имени М. Горького Эдуарда Боякова. Екатерина играет дочь главного героя, Ивана Ростка (Михаил Пореченков) – забулдыги из лихих девяностых, который живёт в обветшалом русском городке. Съёмки ведутся в Торжке и его окрестностях. Встреча с местным святым старцем на церковных развалинах переворачивает сознание и жизнь Ивана. Он решает посвятить себя возрождению русской культуры и начинает собирать деньги на восстановление храма.

От главного героя фильма отказываются жена и обе дочери, стыдясь блаженного попрошайки. Это одиссея в поисках не столько средств на храм, сколько смысла жизни, потерянного Иваном Ростком. В конце картины Иван собирает нужную сумму, но его убивают воры и забирают деньги. Дочери доводят дело отца до конца и строят церковь. Трудная судьба возрождения русской духовности передана в этом пронзительном фильме.

Родители – мои крылья

Екатерина всё успевает, участвуя в самых смелых театральных проектах, а также снимаясь в кино в России и за границей. Это возможно, когда есть мощная психологическая поддержка и внутренняя опора. Родители – её сила, её крылья. Папа похож на славянского Бога из Сибири, а мама – на Хозяйку уральской Медной горы. Они оба как из сказки. Родители Екатерины были страстно влюблены друг в друга, а ей передались их искренность и любовь. 

Для каждого человека родители важны, как основа, зачастую неосознанная. В любящих семьях вырастают люди с фантастическим уровнем энергии и уверенностью в себе. У каждого такого человека есть атомная электростанция внутри, которая питается от родительской любви. С помощью Кати можно «осветить» целый город. Наверное, поэтому она сама всё делает с любовью, и уверена, что, если в искусстве нет любви, это пустое.

Театр будущая актриса полюбила очень рано, благодаря родителям, которые брали везде с собой и водили на шоу ещё совсем маленькой. В Таиланде в 1994 году впервые захотела стать актрисой, когда увидела местную аутентичную постановку. Она была настолько яркой и зрелищной, что все три часа маленькая Катя не могла оторвать взгляд от сцены, декораций и костюмов, изысканных танцев. После шоу заявила маме, что хочет заниматься только этим.

Для творчества нет границ

Когда Екатерина повзрослела, то стала свободно путешествовать самостоятельно. Училась за границей, участвовала в международных театральных и кинофестивалях, играла в зарубежном кино и театре в совершенно разных жанрах. Актриса сотрудничает с французским (Denis Planat AGENCY) и немецким (dASimperium talent) актерскими агентствами. Её видеоарты транслируются по всему миру на актуальных выставках «No future» и «One water, two water, three water».

Летом 2021 года Екатерина снималась в артхаусном проекте «План 9 с Алиэкспресса» режиссёра Дианы Галимзяновой, а уже в октябре 2021 года её утвердили на главную роль в международном фильме совместного производства Франции и Бельгии «Ради твоего же блага» (It’s For Your Own Good). Это выход на новый уровень в актёрской карьере. Съёмки начнутся совсем скоро, в ноябре в Антверпене. Фильм снимается крупным международным брендом «AAA» французского режиссёра, продюсера, сценариста, актера, композитора и художника Жиля Томпсона. С ним Екатерина познакомилась весной 2019 года на Международном берлинском кинофестивале, а потом снимала пробы дистанционно в Москве и ездила на личную встречу в Париж.

Драма повествует о том, как зависть заставляет топтать близких, а амбиции делают людей марионетками в руках психологического садиста. Влиятельный любовник будет издеваться «ради твоего же блага», а семья и друзья помогут ему. Родная мать станет завидовать, а лучшая подруга попытается занять твоё место. Оказывается, такое бывает не только в Москве, не верящей слезам и наполненной молодыми амбициозными девушками со всей России, но и во вполне благополучной Европе.

По сюжету, знаменитый режиссёр Макс приезжает из Голливуда в Бельгию, чтобы снять фильм по мотивам истории жизни своей бабушки, которая сбежала из нацистского концлагеря. Идея выглядит благородно, но режиссёр оказывается тираном. Он искусно выбирает себе жертву, пригласив на главную роль молодую актрису, которую играет Екатерина Дар. Её героиню зовут Хела – это девушка из итальянской провинции, воспитанная матерью с нереализованными актёрскими амбициями. Макс соблазняет Хелу, чтобы взять её под контроль и познакомиться с близкими жертвы. Потом тиран обращает против Хелы мать, играя на её зависти к успехам дочери, и подругу, которая тоже хочет получить главную роль, а поэтому помогает садисту.

Фильм «Ради твоего же блага» крупнейший, но не первый зарубежный проект Екатерины. В 2016 году снялась в арт-хаусном французском фильме режиссёра Жана-Мишеля Деспре «Radio nuit Paris», в котором сыграла роль русской актрисы Ольги. Она влюбляет в себя фотографа, находящегося в поиске идеального кадра с поцелуем. Фильм про Париж, искусство, театр, фотографию и любовь, составленный из нескольких историй. Екатерина играла роль на трёх языках. Подготовка к съёмкам заняла целый год.

Узоры творческого пути

«Трудностей перевода» Екатерина не испытывает, так как владеет английским и французским. На языке театра и кино говорят профессионалы по всему миру, поэтому всегда найдёшь своих. Из череды неожиданных знакомств складывается творческий путь. Если есть мечты, то они исполняются с помощью единомышленников, поэтому случайных встреч не бывает. Судьбы людей переплетаются, и получаются фантастические проекты. Например, так произошло взаимодействие с современной хореографией, с которой Екатерина впервые познакомилась в 2008 году, придя на спектакле «Трёхгрошовая опера» Кирилла Серебренникова.

Тогда будущей актрисе трудно было понять принцип, по которому можно запомнить движения в танце стиля «контемпорари». Это была совершенно иная, непривычная структура, которую определяет не внешняя форма, а внутреннее намерение. Например, танцором может двигать ощущение, выпрыгнувшего из груди сердца, которое тянет его вниз, или тяжёлых локтей.

После просмотра спектакля ей захотелось понять, прочувствовать стиль контемпорари, и поработать в таком театре. Как только Екатерина закончила институт, её утвердили на роль в спектакле Серебренникова с современной хореографией. Первую, кого она увидела, когда пришла на репетицию – актрису из «Трёхгрошовой оперы». Тут Екатерина осознала, что круг замкнулся, мечта воплотилась в реальность и ещё один узор лёг в картину её жизни.

Свобода самовыражения

Дальше — выше: Екатерине стало тесно в актёрской профессии, поэтому она занялась продюсированием. Эрнест Хемингуэй говорил, что когда он хочет прочитать хорошую книгу, то пишет её. У актрисы такая же мотивация. Вместо того, чтобы ждать идеальную роль, лучше создать её самой.

Например, в 2021 году осуществила свою мечту – выпустила как продюсер и актриса спектакль под названием «Маршрут перестроен» по рассказам и воспоминаниям своих родителей, посвятив его им. Это современный формат аудиопроменада в приложении «Stereo Story». Пройти его можно в любой момент, стартовав с автобусной остановки «Арбатские ворота», что рядом со станцией метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Захватывающая история о непредсказуемой, опасной перестроечной Москве и любви, которая побеждает всё, развернётся на фоне декораций из столичных домов, улиц и дворов.

Другой, не менее интересный проект, в котором Екатерина выступила продюсером в 2019 году, – спектакль «Буду делать тебя звездой» про домогательства и насилие в театре и кино. Актрисы рассказывают истории, основанные на реальных событиях, от чего постановка задевает даже скептично настроенную, чёрствую столичную публику. Часть средств от продажи билетов идёт благотворительному фонду «ТыНеОдна» Алёны Поповой, которая разрабатывала закон о домашнем насилии.

Выступая продюсером, Екатерина ощущает себя творцом. Ей скучно просто репетировать роли и нравится их создавать, быть соавтором. А ещё она пишет книгу. Актриса призналась себе, что ей тесно в чём-то одном и она хочет реализоваться в разных видах творчества, но для этого важно побороть страх, чтобы дать себе свежий воздух и максимальную свободу самовыражения. Екатерина хочет оставить след в искусстве, помогая развиваться другим. Её главная цель – зацепить аудиторию, вдохновляя людей творить самостоятельно.

Получится ли у Екатерины Дар стать новой суперзвездой театра и кино, мы увидим уже в ближайшем будущем. Но согласитесь, всегда приятно узнавать об интересных персонажах, пока они ещё не стали мейнстримными.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button