ИнфраструктураОтчеты и репортажи

Культурные события последних недель

Открытие «Фотобиеннале 2014»

1 апреля, в рамках Десятого Международного месяца фотографии в Москве, в ЦВЗ «Манеж» состоялось открытие десятой юбилейной «Фотобиеннале 2014». На этом долгожданном мероприятии собрались представители искусства, культуры, а также государственные деятели — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец и руководитель департамента культуры Москвы Сергей Александрович Капков.

По словам Ольги Свибловой (прим. основатель и директор музея «Московский Дом фотографии» и Мультимедиа Арт Музея), в этом году все выставки, представленные на Фотобиеннале, объединяет тема «Британия и Британская фотография в фокусе», и это неудивительно, ведь 2014 год — это год культурного обмена России и Великобритании. Именно поэтому центральная «авеню» выставочного зала «Манеж» была отдана работам знаменитого художника Филипа Джонса Гриффитса, сумевшего наиболее ярко изобразить британскую реальность: британский стиль, британскую экстравагантность, британское специфическое чувство юмора.

Гриффитс — классик мирового фоторепортажа, президент легендарного фотоагентства «Магнум», наибольшую известность получивший, работая военным корреспондентом. На выставке «Воспоминания», представленной в «Манеже», можно увидеть снимки, сделанные в Великобритании в 1950-е — 1970-е годы. Эти работы показывают важные трансформации английского общества, увиденные глазами выдающегося мастера композиции. Гриффитс снимал одинаково точно и выразительно как участников группы «Битлз» в Ливерпуле, так и шахтеров в Уэльсе, и в этом и заключается его мастерство фотографа.

Также в рамках «Фотобиеннале» можно ознакомиться с выставкой «Двойники жизни» венгерского фотографа и фотожурналиста Андре Кертеша. В основе этой выставки, включающей 189 фотографий, представляющих собой современные отпечатки, выполненные в технике серебряно-желатиновой печати — негативы из собрания художника. Экспозиция построена таким образом, чтобы охватить и максимально ярко и подробно отразить все периоды творчества: венгерский (1912-1925), французский (1925-1936), нью-йоркский (1936-1962) и период международного признания (1962-1985).
Кроме этого в ЦВЗ «Манеж» представлена ретроспектива «Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982-2013 годов». Фотографии, представленные на выставке, охватывают почти 40 лет: начав с пейзажей и городских этюдов, Баллен постепенно проник в дома, погрузился в странный мир людей, которые как будто не замечают «большого мира», существуя на грани патологии и нормы. Именно поэтому в 1994 году Баллен окончательно убедился в отсутствии необходимости перемещения в пространстве и поисках новых сюжетов для съемок и стал находить своих героев недалеко от своего дома в Йоханнесбурге.

Среди других представленных в «Манеже» выставок: «Трансгрессивная утопия» испанки Оуки Лееле, «Ретроспектива» Рене Бурри, «Оттепель» Владимира Лагранжа, «Ускользающее время» Александра Лапина — все они продлятся до 9 мая.

Филип Джонс Гриффитс. «TheBeatles».
Филип Джонс Гриффитс. «TheBeatles».
Андре Кертеш. «Рынок животных».
Андре Кертеш. «Рынок животных».

 

Роджер Баллен. «Дресси и Кэйси, близнецы».
Роджер Баллен. «Дресси и Кэйси, близнецы».

 

2 апреля в Государственном музее истории ГУЛАГа состоялось открытие ежегодного международного фестиваля видео-арта «Сейчас&Потом». Программа фестиваля представлена как многоканальная видеоинсталляция, которая в течение четырех недель будет демонстрироваться в залах музея. Вместе с тем, работы всех участников будут показаны как однодневные видеоинсталляции «Видео сейчас».

Тема фестиваля этого года – «Миграция памяти». Память — особенное свойство человека аккумулировать прошлое, удерживать его для настоящего и будущего, преодолевая забвение. Художникам было предложено исследовать память как подвижную структуру, мигрирующую в пространстве и во времени, от человека к человеку, от поколения к поколению, между социальными группами и народами, между городами и континентами, между визуальным и реальным миром.

С приветственной речью на открытии выступила Марина Фоменко — организатор фестиваля и автор представленной работы «Не вода». Фоменко отметила, что в этом году была получена 1041 заявка из 72 стран, что отразило все многообразие авторских интересов и стратегий в раскрытии темы.

Все работы разделены на шесть тематических блоков, поэтому каждый может выбрать определенную тематику, представляющую для него наибольший интерес, или же посмотреть все 40 работ в режиме нон-стоп за пять часов.
Нам хотелось бы отдельно рассказать о нескольких фильмах:

1. Фильм нью-йоркского визуального художника корейского происхождения Чанг-Джин Ли «Разыскиваются женщины для утешения». В этой работе автор проливает свет на воспоминания женщин, известных как «женщины для утешения», которых эксплуатировали в качестве сексуальных рабынь в Азии во время Второй Мировой войны. «Это видео основано на моих интервью с корейскими, китайскими, тайваньскими, индонезийскими и голландскими «женщинами для утешения», а также с одним японским солдатом».
2. Фильм чешского художника Даниеля Пешта «Я был рожден в твоей постели». Концепция работы строится на простом принципе школьной фотографии. Два класса детей стоят аккуратно выстроенными рядами, в руках они держат черные и белые прозрачные тканные мешки, похожие на те, в которых носят сменную обувь. Слышится громкий взрослый голос, называющий имя одного из учеников. Один за другим дети надевают мешки себе на голову. Поразительно, как цыганские дети добровольно подчиняются этим приказам. Так реагирует один ребенок за другим, пока голова каждого из них не оказывается закрыта. Трансформация личности и толпы завершена.

3. Фильм ДжоаныСтиллвелл «Золотая рыбка». Как говорит сама художница: «Это видео о золотой рыбке, которая была у меня в детстве, и о попытке это детство вернуть». Этот фильм — о разнице между тем, во что мы верим и играем, будучи детьми, и теми небольшими разочарованиями, которые нам приходится пережить, когда мы узнаем, как на самом деле устроен мир.

Фестиваль продлится до 30 апреля в музее ГУЛАГа по адресу: ул. Петровка, 16.

Фото: А.Тутушкин

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button