«Природа создает человека, чтобы взглянув на себя его глазами, насладиться изумительной своей красотой»
Армянский художник М.С. Сарьян
Выставка Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) приурочена к Дням культуры Армении в России и открывает официальную программу праздничных мероприятий.
На выставке, которая будет открыта до 14 января 2018 года, представлены 29 произведений живописи из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване. Специально к выставке руководителями был подготовлен иллюстрированный альбом-каталог.
Имя этого замечательного армянского и русского мастера-живописца, графика и театрального художника не так известно широкой публике нашей страны. За свою долгую, насыщенную творчеством жизнь он создал произведения, обогатившие целый ряд музейных и частных собраний.
Мартирос Сарьян родился и жил на границе двух столетий. В молодые годы занимался в мастерских всем известных художников-импрессионистов Валентина Серова и Константина Коровина, участвовал в выставках таких художественных объединений, как «Алая роза», «Голубая Роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства» и других, много путешествовал и размышлял. Мартирос Сергеевич всегда тяготел к национальным истокам. В двадцатилетнем возрасте он впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит быта народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам. Так же, сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись французских импрессионистов — Поля Гогена и Анри Матисса.
Благополучная жизнь прервалась в 1915 году. Когда узнав о трагедии армянского народа, он отправился из Москвы в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам. Там художник заболел. Друзья увезли его в Тифлис, где он принял участие в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников», оформил изданную В.Я. Брюсовым «Антологию армянской поэзии», но надолго отошел от занятий живописью.
Весь накопленный им багаж знаний и навыков мастер отразил в своём творчестве – своеобразном, характерном, отходящим от размеренного повествовательного рассказа бытового жанра. Произведения художника наполнены мирной, спокойной жизнью, которую он передает с помощью различных художественно-выразительных средств — ярких красок, контрастов цветов, композиционных решений пространства.
На проходящей выставке представлены картины, относящиеся преимущественно к периоду 1910-х годов — времени обретения художником профессионального мастерства, когда к Сарьяну пришли признание и успех. Эталонные работы, созданные во время путешествий по странам Ближнего Востока — Турции, Египту и Персии — и по мотивам воспоминаний о них. Среди экспонируемых произведений такие знаменитые полотна, как — «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911).
Используемые мастером приемы, сочные насыщенные цвета, богатая палитра, темпераментность, восточный колорит и живописность вряд ли оставят кого-либо равнодушным.