Театр «Модерн» одним из первых открыл свои двери для зрителей. Сегодня мы поговорим с режиссером театра и кино, художественным руководителем театра «Модерн» Юрием Грымовым о новых постановках, войне и патриотизме.
Юрий Вячеславович, после карантина в стране какие перемены будут в театре?
Ничего не изменится. Что может изменится, если мы сейчас только продаем 50 % билетов в зале в шахматной рассадке? Ничего не меняется. Выпускаем премьеры. Взяли в труппу 4 новых актеров, поэтому я не вижу каких-то изменений кроме количества зрителей.
Вы говорили, что не нравится формат онлайн-трансляций для театра. Почему против такого?
Это катастрофическая история, потому что за время пандемии театры, которые выставляли свои спектакли (театр «Модерн» этого не делал) я многие видел их. Причем многие видел воочию в театре, и они были хорошими, но, когда я видел в онлайн-формате смотрится ужасно за редким исключением, т.е. условно 95% – это очень плохо. Почитайте комментарии зрителей, которые смотрят youtube-трансляцию, то там в основном: как ужасно, как плохо играют актеры. Я видел эти спектакли. Они нормальные, поэтому считаю, что online история во время пандемии показала свою несостоятельность. Потому что, что такое интернет или телевидение – это доставка сигнала, а что вы доставляете? Какой продукт? Театр – это живое. Мир разрушится, а театр останется. Кино, думаю, что уже не останется. Сейчас показывают, что мало людей ходят в кинотеатры. Кино долго шло к online трансляции, к скачиванию и так далее, потому что понятие тираж никуда не денете для подобных цифровых носителей и самого контента. Раньше cd-диск покупали за 25$, потом его же приобретали за 2,5$, а теперь за 25$ сегодня покупаем уже миллион треков.Чувствуете разницу? Не 10 песен, а миллион за 25$! Тираж обесценивается. Вы театр не сможете тиражировать. Вы придете на спектакль, испытаете чувство. Даже попытаетесь записать на телефон и пересмотреть, но не испытаете уже второй раз такую эмоцию, а придя еще раз в театр и еще может быть что-то еще сможете испытать.
Театр – сегодня единственная категория искусства. Говорю специально даже высокопарно так, потому что это невозможно тиражировать. Артисты вечером выходят играть спектакли. Исполняют живьем. Все эффекты, свет, звук, дым и за кулисами работают еще человек 20, обслуживают всю эту историю. Мне кажется, что я иногда смотрю в зал и когда приходят молодые зрители, которые не догадываются, что они живые. Они думают, что это как кино. С одной стороны, это даже хорошо, что люди не понимают, как это трудный процесс, они, наверное, не получат удовольствие.
Как поступите если ситуация повторится в стране?
Если повторится подобная ситуация с пандемией, тогда это будет коллапс. Если нам запретят играть, то будет коллапс, потому что 4,5 месяца этой паузы, встречи-совещания по zoom с актерами – это психологическая история, поддержка, общение. Если театры опять сядут на карантин, то это плохо, ведь большинство театров зарабатывает внебюджетно от зрителей. Они не зарабатывают на бюджете. У меня в бюджете денег хватает на содержание здания театра, а у актеров микрозарплата, ведь чтобы актер получал достойно он должен часто играть. Для этого нужно продавать билеты, что мы и делаем. Я не говорю уже про другие бизнесы (ресторан, кафе). Коллапс будет если опять произойдет пандемия на полгода и это печально, но я думаю, что не будет второй волны.
Юрий Вячеславович, Вы всегда творчески походите ко многим вещам с творческой стороны. Например, решили использовать плюшевых медведей в рассадке зала. Как родилась такая идея?
Я прекрасно понимал, что нужно выходить из этого карантина как-то красиво и иронично. Невозможно постоянно бояться. Хотелось на эту тему пошутить, и мы придумали этих мишек, причем их не сажаем на каждый спектакль (на спектаклях «Человек с глазами Моцарта», «Война и мир» они отсутствуют и используются специальные наклейки, чтобы не нарушать атмосферу). Одного из медведей я подарил в рамках марафона #ВдарБахрушину. Медведь стал уже символом социальной дистанции в нашем театре.
В прошлом сезоне состоялась премьера спектакля «Война и мир». В каком ключе рассматривали произведение Л.Н. Толстого для театра? Как бы описали его для зрителей?
Для меня было важно превращение Пьера. Пьер превращается в Петра Кирилловича, т.е. Безухов превращается из западника в русского патриота. Вот это превращение мне было интересно и близко самому. Конечно, любовные линии и все остальное остается, но это большое полотно, где любой найдет ту линию, которая ему близка в нашем спектакле.
С какими сложностями столкнулись при постановке спектакля? Известно, что подготовка спектакля шла 3 года..
Массовые сцены были трудны. Театр «Модерн» не очень для этого предусмотрен, и у нас очень маленькое пространство за кулисами. Думаю, снять на видео то, что происходит там, как стоит хор, как артисты готовятся, как идет война, меняется госпиталь и т.д. Это физически сложно актерам. Зрители этого не чувствуют.
Первой премьерой этого сезона в театре «Модерн» будет спектакль «Человек с глазами Моцарта» по пьесе современного автора Марины Сулчани. Почему именно этого автора и произведение выбрали для постановки?
Я давно хотел снять фильм или поставить спектакль о войне. Довольно часто критикую современные фильмы о войне, которые выходят. Это так называемый «патриотический глянец». Я воспитан на советских фильмах, а их в основном снимали люди, которые сами прошли войну, служили и видели это по-настоящему и зрители, которые принимали эти фильмы были очевидцами войны. Фильмы были замечательные и очень трогательные. Я не люблю фильм «Т-34», потому что для меня это странная вещь. Нельзя превращать фильм о войне в приключение. Противник этого категорически. Война — это не приключение, война – это ужасно. Это трагедия, драма. «Человек с глазами Моцарта» — трогательная история, которая говорит человеку о том, что это война – это очень плохо и страшно. Спектакль «Война и мир» и это тоже самое. Когда начинается война меняется весь мир и порядок. Все любовные дела Наташи Ростовой – это смешно, ведь все меркнет. Когда я смотрю фильм «Т-34» там летит снаряд и это некрасиво. Этот снаряд убивает людей. Это очень страшная история и когда я критиковал, то решил сделать свою версию: Как я понимаю, что такое трагедия и драма войны? Хотя у нас история без военных действий. Она о семье, о женах, женщинах и девушках, которые любят, влюбляются и главная мысль, что человек живет пока его кто-то любит. Также этот спектакль о всех, кто сидит в зале и о нас: плохой или хороший человек? Где эта грань? Ведь вы же не знаете, как поведете себя в ситуации, в которой мы показываем, что случилось с семьей в спектакле «Человек с глазами Моцарта». Вы не знаете, и я не знаю. Сможете ли стать плохим человеком? Не знаете, как жизнь столкнет. Сможете ли совершить предательство? Этот спектакль очень честный и искренний. Конечно нужно вести своих детей, чтобы понимали, что война – это не День Победы, салют, поют артисты и дети в пилоточках. Должны понимать, что война – когда по уши в крови, потеря 28 миллионов погибших. У меня есть знакомый ветеран, который, когда видит по телевизору показывают фильм с документальной хроникой войны и там звучит сирена или летит бомба, то он все время убирает звук. Понимаете, что это шрам на всю жизнь? Шрам человеку и обществу. Поэтому я за честные фильмы, за честные спектакли о войне, где нет победителей. Первые годы после войны слово «Победа» не писали на открытках. Я считаю, что это день скорби, а не веселья.
Я воспитан на советских фильмах, а их в основном снимали люди, которые сами прошли войну, служили и видели это по-настоящему и зрители, которые принимали эти фильмы были очевидцами войны. Фильмы были замечательные и очень трогательные
В прошлом сезоне состоялась премьера спектакля «Нирвана» (спецпроекта под названием «Социальный театр»). Собираетесь ли снова затрагивать социальные вопросы в постановках?
«Человек с глазами Моцарта» — это тоже социальная большая работа, связанная с семьей, с переходом границы от хорошего человека к плохому, а не просто слово «патриотизм». Не люблю это слово. Мне больше нравится: Я люблю свою Родину.
Почему так разграничиваете понятия?
Патриотизм – это больше затасканный лозунг. Вижу много хорошего в нашей стране и много плохого, многим недоволен, за многое мне стыдно, многим горжусь. Когда я слышу, что люди кричат: «Ура! Патриотизм!», то какая грань с национализмом? Она очень зыбкая.
Собираюсь ли снова затрагивать социальные вопросы в постановках? Не планирую так. У нас будет следующий спектакль «Кладбище понтов». Он после карантина, пандемии и мне кажется, что многие поняли, что то, что мы называем понтами, гламуром – это все какой-то вчерашний день. Переоценка ценностей происходит и это не просто слова в социальных сетях, а поступок.
Дальше у нас будет спектакль «Женитьба» с Лолитой Милявской, которая будет играть Агафью Тихоновну, поэтому, наверное, нет, не буду пока затрагивать социальные темы. Меня интересует не спектакль, меня интересует театр целиком. В театр приходят разные люди, например, 16-летняя девушка, женщина 60 лет и какой-то человек из списка Forbes. Они все разные, но пришли на один и тот же спектакль и это магия театра. В кино так не бывает. в кино разнится аудитория: от фильма до кинотеатра и т.д. Здесь все универсально, потому что это про людей. Пока в планах что-то жестко-социальное делать, наверное, не буду, устал от этого. У нас есть «Нирвана», где уже затрагивается тема: секс, наркотики и рок-н-рол, где каждое слово я отдельно объяснял бы.
Говоря о спектакле «Кладбище понтов» почему решили выбрать это произведение для постановки? Актеры будут исполнять роли автомобилей.
Мне захотелось поговорить о некоем таком фетишизме. Мне не нравится тема каршеринга, съема машин, потому что тут я старомоден. Машину можно любить, как и другую вещь, а сегодня стало это поверхностным. В спектакле будем говорить о ложных понтах. Человек использует автомобиль, чтобы показать какой он крутой. У машины есть душа считаю, но это как кукла, которая может быть пластмассовой, а душу отдаете вы ей. Вот также и с машиной. В спектакле будет звучать песня «Машины» Вячеслава Петкуна.
Вы окончили Институт истории культур по специальности «Культурология». Как помогает культурологический подход при постановке спектаклей? Как используете?
Это образование был подарком для родителей. Они считали, что нужно что-то закончить. Я выбрал для себя то, что было боле менее интересное. Раньше жалел, что у меня нет профессионального режиссерского образования, а теперь думаю, что даже хорошо. Я много где работал раньше (завод ЗИЛ, типография и т.д.) и этот опыт помогает мне. Отношение к искусству мне нравится. Я рисовал с детства и это тоже мне помогло. Театр же для меня всегда высказывание и вижу, как мы перерастаем зрителя.