После пандемии коронавируса культурная жизнь Москвы начинает возвращаться в свой привычный режим и радовать жителей возможностью оценить редкие полотна произведений искусства. Городское пространство «Хлебозавод» приглашает окунуться в мистический и таинственный мир выставки Босх и Брейгель «Мистические образы и тайны», которая продлится до 30 августа.
В экспозиции представлены 60 репродукций художников Северного Возрождения, которые собраны со всех частей света и частных коллекций. Даже несмотря на то, что перед нами произведения искусства, которым насчитывается уже пять веков, они все равно по-прежнему не теряют своей актуальности.
“Современное общество любит всматриваться в символы, детали, таким образом, люди хотят найти ответы на свои вопросы, а картины Босха и Брейгеля Старшего идеально под это подходят, ведь на них можно смотреть часами”, — рассказывает сооснователь выставочной компании Арт Экспо и онлайн-лектория VEKARTA Анна Павельева. В основе картин двух художников лежат мрачные сюжеты о грехопадении, недостатках человеческого общества, и призыв задуматься о собственном поведении и характере, чтобы не стать похожими на героев, которые изображены на полотнах авторов.
Организатор добавляет, что раньше произведения Босха и Брейгеля не ценились так высоко, как сейчас. “Читая” картины видно: художники обладали удивительными и странными мыслями, которые они передавали с помощью кисти.
Они изображали Рай и Ад, сцены из Ветхого и Нового завета, библейские притчи и иллюстрации к народным пословицам, которые обличали пороки человека. В Средневековье такие произведения искусства осуждали и не признавали, так как они больше пугали, чем услаждали смотревшего. Сейчас же у общества есть возможность открыто говорить о недостатках и даже полюбоваться ими на полотнах.
Войдя в здание “Хлебозавода”, а затем поднявшись на пятый этаж , сразу же погружаешься в теплую атмосферу комнаты, и это не только потому, что она окутана июльскими лучами солнца, вас встретит доброжелательный работник выставки, у которого можно приобрести билеты, сувениры и узнать расположение интересующих картин.
Экспозиция поделена на две части. На первый взгляд может показаться, что все картины написаны одним человеком. Оба художника демонстрируют свое мастерство выстраиванием сложной композиции из более ста фигур, сосчитать которые составляет серьезную проблему. Герои, изображенные на полотнах, создают настоящую суматоху: люди ходят между домами, высовываются из окон, что-то тащат, толкают, держат предметы в руках, — из-за чего складывается впечатление постоянного движения. Если некоторое время рассматривать их, то появляется ощущение, будто они начинают оживать. Однако, подойдя к картине поближе и “прочитав” замысел автора, можно найти кардинальное отличие в творчестве нидерландских живописцев.
Первая часть представленной экспозиции посвящена искусству Питера Брейгеля Старшего. По картинам видно, что автор любил изображать евангельские мотивы (“Обращение Савла”, “Избиение младенцев”, “Проповедь святого Ионна Крестителя”, “Путь на Голгофу”) , и на основе них обличать различные пороки, – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т.д, — воплощенные в образах живых людей (монахи, волхвы) и их конкретных поступках.
Образ Христа изображен в центре картин и одновременно затерян среди других человеческих фигур. Можно догадаться, что Брейгель специально использует такой прием, чтобы показать отношение людей ко Христу (“Поклонение волхвов в зимнем пейзаже”). Художник словно хочет сказать зрителям картины: посмотрите на свою жизнь со стороны, в каком отношении вы находитесь со Христом? В центре ли он вашего духовного “полотна” или на периферии вашей жизни?
Каждая картина очень тонко написана, виртуозно и неприхотливо. В мазках брейгелевской кисти чувствуется, что автор был вдохновлен культурными традициями Нидерландов, фольклором (“Двенадцать нидерландских пословиц”), греческой философией (“Возвращение стада”) и народными пословицами. Также отличительной особенностью экспозиции выставки являются произведения, написанные в технике гризайль. Питер Брейгель использовал данный вид живописи, чтобы выполнить картины (“Три солдата”, “Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии”) тоновыми градациями одного цвета, чаще всего в оттенках сепии и серого.
В некоторых работах герои изображены в несвойственных Брейгелю масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы. Фигуры словно вырастают, увеличиваются, и у зрителя складывается впечатление, будто он подошел к ним вплотную.
Экспозиция плавно перетекает из одной части в другую, и зритель даже может не заметить, как перед ним уже находятся произведения искусства Иеронима Босха. Глядя на полотна художника, можно предположить, что жизнь его была наполнена страхами и горестями. Нидерландский живописец изображал на полотнах уродливых людей, чудовищ, монстров, химер, животных, собранных из разных стран – жирафы, северные медведи, слоны, тюлени, разнообразные птицы. Данные персонажи являются скрытой аллегорией, которая показывает жизнь, лишенную присутствия Бога (“Святой Иероним за молитвой”), внутренне противоборство между демоном и Иисусом, и падение нравов церкви (“Корабль дураков”).
Повсюду садистская жестокость и сладострастие людей, буквально погрязших в своих грехах. Такие картины представляют собой полиптих – складень из четырёх одинаковых по размеру панелей, отличающийся от более привычных для творчества Босха триптихов (“Видение загробного мира”).
На них отчетливо видно, как границы между царством живых и мертвых исчезают, даже у зрителя может возникнуть страх перед выглядывающей из-за двери смерти с косой (“Смерть скупца»). Босх создал мир кошмарных сновидений, которые полон феерий ужаса, он сумел наглядно передать атмосферу духовного климата Средневековья, а именно страх людей перед часом расплаты за свои грехи (“Семь смертных грехов”, “Сад земных наслаждений”).
И в то же время на картинах виднеются роскошнейшие пейзажи некоей невиданной утонченной природы (“Искушение святого Антония»), просматриваются чудесные города, греховные порочные женщины Босха внешне так чисты, так утонченны, словно мальчики-подростки. Отчего это? Быть может, художник хочет сказать: посмотрите, мир прекрасен, он создан Богом для Человека, но человек принес в него Зло и теперь сам же страдает от него. Он сам создал для себя трагическую неустроенность Мира.
Для особых любителей искусства организаторы выставки предлагают посетить интересные лекции от искусствоведов, культурологов — мастеров своего дела, которые регулярно проводятся в режиме онлайн. На лекциях посетители за два часа могут узнать интересную и полезную информацию об известных художниках, музеях, брендах и т.д. Билеты можно приобрести на сайте: https://vekarta-online.ru/