Северный речной вокзал в Москве
В Москве находится два речных вокзала: Северный и Южный.
Строительство первого проходило с 1933 по 1937 годы. На тот момент Химкинское водохранилище не было заполнено, поэтому вокзал поставили на сухом месте. Архитекторами выступили Алексей Рухлядев и Владимир Кринский, в итоге породив образец сталинского ампира.
Внешний вид
Как и подобает сооружениям, выполненным в данном архитектурном направлении, вокзал поражает своей величественностью. Широкая центральная лестница выполнена из гранита, который наряду с мрамором часто использовался для оформления зданий.
Шпиль здания, по задумке выполненного в форме огромного парохода, венчает звезда. На ней — серп и молот, инкрустированные уральскими самоцветами (использование советской символики также было отличительной чертой сталинского ампира).
В оригинальном проекте шпиль должен был подниматься и опускаться в зависимости от работы навигации. Но замысел так и не был воплощен; лишь несколько раз за все годы звезда не возвышалась над вокзалом.
Значение
Вокзал пришел в упадок в начале 90-х из-за сокращения речных перевозок, а в 2009 и вовсе был закрыт по причине аварийного состояния: срочно требовался капитальный ремонт, не проводимый здесь более 70-ти лет.
В 2017 году здание перешло в собственность города, а уже в декабре 2018 года начались восстановительные работы. По плану проходит реставрация набережной, площади и причалов. Завершение реконструкции, после которой последует возобновление транспортной функции вокзала, запланировано на текущий год.
От Северного речного вокзала будут отходить суда как дальних, так и пригородных линий. Первые соединяют Москву с Астраханью, Санкт-Петербургом, вторые идут на Аксаково, бухту Радости.