Сегодняшнее интервью посвящено удивительной женщине, которая на своём личном примере продемонстрировала верность утверждения: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». Основатель бренда «ДушеГрея» Наталья Душегрея убеждена, что прогресс и регресс — две стороны одной медали, а жизнь — это наклонная плоскость, по которой ты всегда должен идти вверх, чтобы не падать вниз. Творческий подход, самобытная фантазия, яркая индивидуальность, пристальное внимание к деталям, искренняя любовь к делу своей жизни – синтез этих и многих других составляющих стал формулой успеха «ДушеГреи».
В рамках этого интервью мы поговорили с Натальей об авторском почерке, вдохновении, балансе между творчеством и коммерцией, а также о модных трендах, интуиции и планах на будущее.
Ваш авторский почерк и стиль нельзя ни с кем перепутать. Как бы Вы его охарактеризовали?
Когда ты находишь свой путь, это даёт возможность проявиться авторскому почерку. Мы все разные, нам от Бога даны многогранные таланты и способности. Мой индивидуальный почерк — декоративность, образность. Я лет до 15 читала сказки, возможно, поэтому во всех моих изделиях прослеживается сказочный стиль. Я не люблю поверхностно чем-то заниматься, мне важно глубокое осмысление каждой темы — полностью погружаюсь в историю, которой увлечена. Например, когда готовилась к показу коллекции по роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», перечитала огромное количество произведений, пересмотрела фильмы по этой книге. Полгода, пока создавала коллекцию, буквально жила этой темой.
Аналогичным было погружение в создание коллекции по Уильяму Моррису. Я очень уважаю этого человека, гиганта своей эпохи, перечитала много его книг, работ, детально познакомилась с биографией. Я считаю, что только такой вдумчивый, серьёзный подход помогает раскрыться концепциям.
Еще общая черта, которая прослеживается в моих работах – все мои коллекции созвучны с ранним Средневековьем. Что бы я ни делала, получается с налётом сказочности и флёром раннего Средневековья. Видимо, это и есть два основных момента в моём индивидуальном почерке.
Показы Ваших коллекций – это больше, чем просто модное дефиле. Каждый показ «ДушеГреи» — продуманный театральный перформанс, со всем атрибутами – драматургия, музыка, сюжет. Кто Вам помогает реализовывать и претворять в жизнь эти идеи?
Я с 11 до 16 лет занималась в театральной студии «Импровизация», которой руководила Скударь Зинаида Петровна, низкий ей поклон! Она научила нас ответственно относиться ко всему, что мы делаем. Мы с ней готовили каждый спектакль целый год – детально изучали всю информацию, полностью погружались в тему, в эпоху. Несмотря на то, что были детьми, мы выполняли большую работу — сами готовили костюмы, писали тексты, стихи, делали декорации. У нас был принцип: если ты что-то делаешь, ты должен реализовать это на максимально доступном тебе уровне, сделать даже больше своих сил. Видимо, этот подход перенёсся во взрослую жизнь.
Для меня показ – спектакль, со своей драматургией, историей, к которому очень серьёзно отношусь. Это экзамен перед своими клиентами, друзьями, отчёт о том, как я провела год, поэтому готовлюсь к показам я внимательно и стараюсь учитывать все нюансы.
Показы – прекрасная возможность творческого самовыражения. Мне кажется, дизайнеру одежды нельзя без дефиле, иначе начинает затягивать рутина. А показ – это та самая сказка, которая позволяет переживать рутину, то, ради чего дизайнер одежды занимается этим творчеством!
В ноябре коллекцию «Проекты рая» увидели в Милане. Какую коллекцию представляли и как приняла Итальянская публика?
После показа коллекции «Проекты рая» по творчеству Уильяма Морриса в Москве, мы получили приглашение участвовать на показе в Милане с этой коллекцией на моделях «Plus-Size». Многие вещи отшивались специально для Миланского показа, что было сложной задачей: все девушки, участвующие в показе, были разных размеров и нестандартных фигур.
Размерный ряд моделей для Миланского показа варьировался от 52 до 72. Стояла задача – не просто сделать коллекцию, а подчеркнуть достоинства женской фигуры в рамках коллекции «Проекты Рая». Мне кажется, что мы очень хорошо справились с этой задачей. Огромное спасибо итальянской публике за тёплый приём: они вставали со своих мест, кричали: «Брависсимо!» Это было очень тепло, душевно и здорово!
Как удаётся развивать бизнес, при этом не пренебрегая качеством и творчеством
Качество – это мой пунктик. «ДушеГрея» — семейный бизнес, который начался с моего личного хобби, а потом я подключилась вся семья и не только она.) За внедрение инновационных технологий и максимальную проработку качества изделий внимательно следит один из основных технологов «ДушеГреи», мой отец, Кордоватов Александр Григорьевич. Он по профессии – конструктор, один из самых лучших специалистов по сублимационной печати в Москве. Если он где-то видит недочёт — мгновенно прорабатывает и устраняет этот момент, доводя качество до совершенства. На нашу сублимационную печать на куртках есть гарантия — 150 стирок, и это не просто цифры: вещи у нас действительно стирались 150 раз прежде, чем мы об этом заявили. Наша краска выдерживает это количества стирок! Также ставим эксперименты на даче, где конструкции обиты кусочками разных тканей, лоскутов – таким образом, тестируем ткани и краски на выгорание, на устойчивость к ветру, к дождю, к другим капризам погоды и сюрпризам природы. Такое скрупулёзное отношение к качеству мне передалось по наследству от папы. Также у нас работает профессиональный технолог, конструктор — на каждом этапе за каждый отдел производства изделий «ДушеГреи» отвечает человек, высокопрофессиональный в своей области. Это помогает нам достигать максимального качества. Конечно, всегда есть к чему расти и куда стремиться: мы непрерывно над этим работаем.
Вы – яркий пример того, что творчество может быть коммерчески успешно! В чём секрет?
До революции мой прадед по отцовской линии был купцом, поэтому я думаю, что коммерческая жилка мне передалась по наследству: можно сказать: я «вижу, где деньги лежат», — интуитивно анализирую конъюнктуру и нахожу ниши, которые не заняты. И, конечно, очень важно отношение делу: когда горишь своим делом, вкладываешь душу и делаешь всё, как для себя.
Как мне сказал один священник в храме: «Делай всё, как для Бога, тогда у тебя всё будет в жизни получаться!» Мы стараемся делать вещи на максимально возможном для нас уровне. Мы работаем с таким подходом: будто ты на своём месте выполняешь замысел Божий о тебе. Люди с другим подходом у нас не задерживаются. Безусловно, такое отношение к делу через определённое время начинает приносить свои финансовые плоды.
Если рассматривать бизнес с точки зрения бизнес-плана, анализировать маркетинговые стратегии, коммерческие тактики и другие составляющие рентабельности, мы, честно сказать, мало этим занимаемся. Поэтому в финансовом успехе чувствуется какое-то благословение свыше и Божья помощь.
Мне кажется, что мы до сих пор работаем на неком энтузиазме: мы искренне любим то, чем занимаемся, и это находит отклик в сердцах клиентов, а их ответная любовь к нам выражается в том числе и «рублём».
Анализируете ли рыночную конъюнктуру, тренды при создании коллекции или слушаете своё сердце, и оно подсказывает то, что понравится покупателям?
Как говорят: «Образование помогает нам ошибаться более уверенно». Это про то, насколько я прислушиваюсь к трендам. Я постоянно учусь, каждый год прохожу не менее двух курсов и семинаров, чтобы всегда быть в ногу со временем. Но при этом не могу сказать, что я за кем-то иду: я доверяю своей интуиции. Понимаю, что в своём ключе я – трендсеттер: мне удаётся уловить и предугадать вкусы и желания людей. Не знаю, как это получается, для меня это тоже загадка, но я чувствую, что в этом сезоне, например, нужно шить хаки и «лис», а в следующем — что-то другое. Есть некое предчувствие – куда идти дальше потому, что я тоже являюсь частью своей аудитории.
Разумеется, каждая коллекция – как ребёнок, и любишь её по-своему. Но всё же: есть ли у Вас самый любимый принт и модель?
В каждой коллекции есть своя любимая модель и они кардинально разные, чему-то одному предпочтение я не отдам. Единственно, что их объединяет — А-силуэт, мне он очень нравится, поэтому у меня в коллекциях приталенных вещей немного, зачастую базой является А-силуэт.
Заходя в магазин «ДушеГрея» сразу погружаешься в особый колорит и атмосферу. Как составляли интерьер магазина?
Я совсем не мыслю как дизайнер интерьеров, но очень хотела, чтобы в магазине «ДушеГреи» был сказочный сад, и мы его сделали. Пока это 10% моих фантазий, так как от арендодателей есть некоторые ограничения по ремонту магазина, поэтому свою фантазию на данный момент я не могу проявить максимально, но мы над этим работаем. В том минимальном интерьере, который мы сделали, чувствуется сказка для взрослых девочек – у нас уютно, тепло. Наивный, волшебный стиль расслабляет и располагает человека, который словно попадает в хорошую, добрую сказку со счастливым продолжением. Я надеюсь, когда нам разрешат, мы поработаем с профессиональным дизайнером по интерьеру. Мне хотелось бы сделать один магазин, как сказочный город, второй, как сказочный лес. Идеи есть, мы к этому идём, но пока полностью не осуществили.
На сайте интернет-магазина «ДушеГрея» написано, что, если понравившейся вещи нет в наличии, её можно заказать. Поделитесь подробнее механизмом, примерными сроками реализации.
Да, такая услуга у нас есть. Мы не отшиваем вещи в огромном количестве – какие-то модели идут по 36 штук на цветодизайн, другие – 50, а бывает до 300, это максимум вещей, который мы изготовили в одном цветодизайне. Если модель определённого размера закончилась, мы можем пошить её на заказ по размеру клиента. Уточню, что под заказ мы отшиваем уже разработанные модели без каких-то корректировок и трансформаций: возможности укоротить, удлинить, перенести принт, внести какие-то другие коррективы в модель или рисунок, у нас нет. Выполнение заказа происходит в течение 10 рабочих дней, но перед Новым годом эта дата может расширяться.
На данный момент «ДушеГрея» производит одежду для женщин. Нет ли в планах разработки и запуска мужской линии.
В этом году мы попробовали – из 36 изготовленных курток у нас осталось 3, я считаю, что, в принципе, это успех. Но для меня это был скорее эксперимент. Чтобы полностью погрузиться в мужскую тематику, нужно знать и изучать очень много тонкостей: у мужчин совершенно другой организм и другие требования. Например, у мужчин гораздо больше требований по карманам, по тканям, которые должны быть изнутри и снаружи, по многим другим тонкостям. Если погрузиться в это полностью, я боюсь, что упущу свою целевую аудиторию, а это женщины. Думаю, что раз в год к сезону мы будем делать несколько мужских ветровок или курток. Точно так же, как мы дополнительно делаем небольшую детскую линию, чтобы наряжающаяся у нас мама, могла купить что-то для дочки. Не могу сказать, что это прибыльно: разработка новых моделей – трудоёмкий и финансово затратный проект. И если ты отшиваешь чуть-чуть, это скорее творческая история. Поэтому плотно уходить в мужской и детский сегмент я не планирую, а в рамках сезонной коллекции мы будем добавлять немного мужского и детского ассортимента.
Как сказал Бен Свитленд: «Успех — это путь, а не пункт назначения». Над чем работаете сейчас?
Я полностью согласна с этой фразой: жизнь настолько «полосатая», что путь может быть как вверх, так и вниз. Сейчас модернизируем сайт, есть задача сделать удобную англоязычную версию сайта, потому что бренд «ДушеГрея» работает со всем миром.
Вторая задача – мы думаем над развитием небольшой розницы, находимся в процессе поиска помещения в определённом месте и того уровня, который нам бы хотелось.
В конце года мы закупили оборудование для производства вязаного трикотажа, активно осваиваем его, планируем изготовлять вязаные кардиганы, платья, джемпера и другие товары ассортиментной группы, включая шапки, шарфы, варежки, хотим плотно проработать эту нишу, конечно же, с «ДушеГреевским почерком».
Благодаря появлению в нашем арсенале японского станка для печати по натуральным тканям и вязального цеха, хочется создавать коллекции, интересные в плане новых возможностей.
Жан Лафонтен конструктивно сказал: «Человек устроен так, что если что-то зажигает его душу, то становится возможным всё!»
Каждая модель «ДушеГреи» — синтез вдохновения и профессионализма, которые согревают наши тела и радуют души в динамичный век инноваций.
Говорим Наталье спасибо за диалог и желаем, чтобы в лабиринтах её судьбы встречались только приятные сюрпризы и люди с пылкими сердцами!
Корреспондент: Юлия Бурулева
Фото из личного архива дизайнера