На днях Правительство столицы сообщило, что завод ЗАО «Рено Россия» оформило передачу прав на предприятие городу. В близкой перспективе мэрия Москвы в сотрудничестве с «КАМАЗ» будет производить автомобили под историческим названием «Москвич». Поэтому стоит вспомнить, с чего начиналась история всемирно известного бренда, который продлит свое существование с использованием новейших технологий.
Как все начиналось
Основано предприятие в ноябре 1930 года. В этот период здесь производили грузовые и легковые машины бренда FORD. Зимой 1930 года после реформирования отрасли завод был переименован в «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (КИМ)».
В 1933 году завод стал обособленным подразделением Горьковского автозавода. Здесь стали выпускать ГАЗ-А и ГАЗ-АА. В связи с расширением производства в 1939 году завод становится самостоятельным представительством Глававтопрома. Теперь наименование изменилось на «Московский автомобильный завод имени КИМ». Здесь в 1940 году был выпущен знаменитый малолитражный автомобиль КИМ-10. Также проектировщиками предприятия были созданы кабриолет и седан с четырьмя дверями. В 1941 году деятельность переквалифицировалась на нужды фронта.
После окончания войны производство было расширено, построены новые автомобильные заводы, которые должны были обеспечить Советский Союз малолитражными автомобилями «Москвич». В 1947 году на основе Opel Kadett был спроектирован Москвич-400, в 1948 – создан фургон, а еще через год кабриолет. В середине пятидесятых, начали думать о производстве более совершенных и комфортных моделей, так появился Москвич-401. На протяжении десятилетия лучшие конструкторы страны модернизировали автомобили, экспериментировали, совершенствовали. Так появилась открытая спортивная машина Москвич-404 и другие марки, на которых гонщики предприятия добивались выдающихся результатов.
Конец пятидесятых ознаменовался выпуском Москвич-407, производства внедорожников, микроавтобуса А9. В 1958 году команда гонщиков достойно провела соревнования в международном конкурсе. 50-60-е годы стали временем развития конструкторской мысли и экспериментов. Так создали открытую спортивную машину Москвич-404 с мотором и четырьмя карбюраторами и гоночные «формулы», которые приносили славу и достижения своим разработчикам.
К сожалению, продолжать дальнейшие разработки не хватало мощностей, поэтому этот раздел работы пришлось завершить. Но обеспечение граждан советскими качественными автомобилями продолжалось. Так был выпущен Москвич-408 и Москвич-412. В 1967 году спроектировали машину с кузовами «фургон» и «универсал». За время создания спортивных автомобилей, советский завод завоевал прочную репутацию в этом сегменте. В 1968 году предприятие получило новое название, которое закрепилось за ним на долгие годы – Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1974 году заводом был выпущен двухмиллионный Москвич-412. Попутно развивался проект над созданием внедорожника. Но дальше конструкторского бюро дело не пошло, поскольку не хватало мощностей. Руководство завода приняло решение о модернизации модели 412, поскольку она не соответствовала современным требованиям об автомобиле. Так появился Москвич-214». 1980 год был отмечен выпуском трехмиллионной машины.
80-е годы ознаменовались разработкой автомобилей с передним приводом, для чего предприятие взяло кредит на новое оборудование. Результатом реформ стал выпуск автомобиля Москвич 2141. Попутно развивались производственные мощности, строились новые заводы по производству двигателей. Проектировались новые модели, в том числе с использованием дизельного топлива.
Уже через шесть лет выл выпущено четыре миллиона машин. Завод продолжал совершенствовать свое детище, так в 1988 году была выпущена более совершенная модель 2141. В 80-е годы появился узнаваемый символ предприятия — буква «М», напоминающая зубец стены Кремля.
Биография завода Москвич
- С 1930 по 1939 год Московский автосборочный завод имени КИМ.
- С 1939 года до Великой Отечественной войны Московский автомобильный завод имени КИМ.
- С 1945 по 1968 год Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА или МЗМА).
- С 1968 по 1993 год Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).
- С 1993 по 2010 год ОАО «Москвич».
- С 1998 по 2014 «Автофрамос».
- С 2014 по 2022 «Рено Россия».
- С 2022 по наст. время АО «Московский автомобильный завод Москвич».
Современные реалии крупнейшего автоконцерна
Вначале 90-х завод был одним из столпов промышленности России, оставшийся как наследство Советского Союза. Продолжались работы по разработке новых моделей, строились новые корпуса, которые должны были выпускать двигатели. Полным ходом шла подготовка к производству седана М-2142. Но середина 90-х была сложна для экономики страны, что затронуло и сферу производства автомобилей. Государство пыталось вдохнуть жизнь в работу АЗЛК, но, к сожалению, предпринятые меры практически не приносили результата. Так была попытка направить производство на изготовление «штучных», неповторимых автомобилей. Но, так как изначально завод был спроектирован для создания массового производства, воплотить идею не удалось. В 2001 году завод прекратил свою деятельность.
Казалось бы, история бренда «Москвич» закончилась навсегда. Но в 2022 году в него вдохнут новую жизнь, и уже современные электромобили будут рассекать трассы России под славным наименованием, знакомым с детства – «Москвич».