ММКЯ-2020: Постковидный книжный праздник
Московская Международная Книжная ярмарка ежегодно привлекает к себе внимание всех книголюбов столицы. Не стал исключением и этот год, несмотря на все его сложности. Корреспондент «Типичной Москвы» посетил выставку для того, чтобы лично убедиться в том, что любви к книгам не может помешать никакая эпидемия.
Так вышло что добраться до Московской Международной Книжной ярмарки в этом году у меня получилось только к её завершению. Долго взвешивая все “за” и “против” посещения второго крупного литературного фестиваля посткарантинной Москвы, я все-таки поддался искушению стать частью одного из главнейших книжных событий года. И нисколько об этом не пожалел.
Если судить по официальным группам мероприятия в соцсетях, то ММКЯ в этом году столкнулась с невероятным ажиотажем. Количество желающих было настолько велико, что комментарии пабликов в день официального открытия наводнили сотни недовольных пользователей с жалобами на так и недошедшие электронные билеты. Но, несмотря на небольшие технические сбои, мой билет был получен без проблем.
И вот наступил долгожданный день перед самым закрытием ярмарки — 5 сентября. Несмотря на жару и толпы отдыхающих, от светло-желтого здания Манежа тянулась змейка очереди на ММКЯ-2020.
“Готовьте электронные билеты заранее. Для прохода на выставку понадобятся перчатки и маски” — мимо проходит девушка с мегафоном, судя по всему волонтер ярмарки. Следом за ней неспешно идет женщина постарше, раздающая эти самые перчатки.
“Вы осторожнее, они тонкие” произносит она, когда я беру себе пару.
Люди двигаются достаточно быстро из-за чего перед самым входом на ярмарку начинают образовываться небольшие группки книголюбов. “Соблюдайте социальную дистанцию” — быстрым шагом к самому концу очереди направляется милиционер в черной маске. Последний рубеж обороны — замер температуры — и я внутри Манежа.
Масштаб выставки поражает: два больших этажа разместили в себе все крупнейшие книжные издательства России. Возникает ощущение будто и не было трех месяцев заточения. Единственное, что напоминает о них — иногда проходящие между рядами люди в химзащите, распыляющие на пол дезинфектор. Их легко выцепляешь в толпе, особенно когда перед одним из них возникает сотрудник охраны Манежа.“Вы отойдите, не хотите же чтобы на вас эта отрава попала” — заботливо обращается он к женщине среднего возраста, идущей передо мной.
Однако в этот раз аудиторию явно привлекают не только — титаны вроде Эксмо, Просвещения. В 2020 году рядом с ними вольготно располагаются платформы литературных сервисов вроде Литрес и Ридеро. Нашлось в Манеже место даже для представителей сайтов Стихи.ру и Проза.ру — на встрече с аудиторией они представили 38 томов творчества современных российских прозаиков и поэтов. Среди прочих на сцене выступил и известный советский поэт-авангардист Константин Кедров, зачитавший несколько стихов из своих книг.
Побродив между рядов и оценив главные события ярмарки — новые романы современного народника Прилепина и его сюрреалистического оппонента Пелевина, я задержался около детской секции. Невольно засматриваюсь на обложки книг для детей и подростков издательства Albus Corvus.
Очень красочные, на самые разные темы, они заслуженно привлекают к себе внимание родителей, толкущихся перед прилавком. Замечаю как мимо проходит один из причастных к книгам Albus Corvus — видный эксперт в сфере советской авангардной живописи и редактор издательства — Кирилл Захаров.
Прохожу чуть дальше, чтобы посетить одно из самых известных мест выставки — стенд Международного Мемориала, внесенного Минюстом в список иностранных агентов. Буквально за сутки до моего визита на стенде побывала прокуратура и изъяла несколько книг. Судя по фотографиям утра пятого сентября, после инцидента организаторы выставки разместили с разницей в метр сразу четыре предупреждения о том, что Мемориал — иностранный агент. Однако к моему приходу осталась лишь одна табличка, но самое происшествие заложило основу для своеобразного выставочного флешмоба, поддержанного в основном издательствами на нижнем этаже выставки.
Подходя к стенду Мемориала я ожидал увидеть одну из своих знакомых — куратора культурных программ организации Александру Поливанову и расспросить о произошедшем. Но, к моему разочарованию, в этот день её не было, однако я обзавелся двумя утешительными сувенирами — винтажным значком и красивой открыткой с солнечным затмением.
Спускаясь по лестнице, любой посетитель смог бы ощутить смену атмосферы. Вместо нарочитой серьезности первого этажа, с гигантскими стендами крупных издательств, тут царила почти андеграундная свобода. Одним из главных доказательств этому служила импровизированная фотовыставка, на которой разместили свои работы современные российские фотографы. Спецпроекты, посвященные проблемам подростков, криминалу и арт-акционизму сопровождались небольшими текстами, в которых авторы объясняли почему выбрали ту или иную тему для своих фотосессий.
Куда менее мрачным, но более чем интересными мне показались зарубежные комиксы с красивой рисовкой, а также развалы с книгами выставочного центра “Гараж” и издательства Новое Литературное Обозрение. Они буквально притягивали к себе читателей уставших от классики наверху и бродивших от стеллажа к стеллажу здесь в поисках чего-то совершенно иного. Кому-то приходились по душе вызывающие студенческие картины Британской школы дизайна, другие же с интересом разглядывали увесистые тома с арт-исследованиями или биографиями известных личностей.
Мною же с нескрываемым удовольствием на одном из прилавков была обнаружена книга по истории дадаизма, в тот же момент сменившая владельца.
Уже на улице, встреченный закатным солнцем, красиво освещавшим Манежную площадь, я понял что ММКЯ оставила мне на память массу приятных впечатлений. И ради повторения этих эмоций обязательно стоит вернуться сюда в следующем году.