Когда я рассказала приятелю, что собралась в Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей и пригласила его с собой, он отказался, со словами: «Ну что там – портрет, макет его фабрики, фотка больницы на которую он пожертвовал. И что?..» Что мне с того, что я буду знать, каким состоянием владел Третьяков, сколько больниц и богаделен построили Бахрушины – имел в виду он.
Я, признаться, не знала, что ему ответить. Ну, действительно, что? И, как вы понимаете, пошла в музей одна. О том, с какими мыслями я вышла оттуда я расскажу после, а сейчас приглашаю вас на Донскую улицу, 9, в единственный в России Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Кстати, вы знаете, что благотворительность и меценатство – это не совсем синонимы, это понятия намного разного толка?
Они разнятся направленностью: благотворительность подразумевает безвозмездное оказание помощи нуждающимся и конкретным заведениям – больницам, приютам, школам, или даже создание оных.
С меценатством интереснее.
По сути – это тоже творение блага. Но меценаты оказывают покровительство развитию культуры, ее частным представителям или целым организациям. В общем-то, эти люди также звались бы благотворителями, если бы не Гай Цильний Меценат, знатный римский государственный деятель, прославившийся тем, что поддерживал талантливых поэтов и писателей, гонимых властью. Его имя стало нарицательным, и дало название одному из направлений благотворительности.
Так что там с музеем?
Это удивительное место!
Сразу стоит отметить, что музей не приобрел практически ни одного экспоната из своей коллекции – почти 2500 подлинных портретов, фотографий, наград, предметов быта, одежды, интерьера, продуктов производства и прочего были подарены потомками, а это: Третьяковы, Рябушинские, Бахрушины, Морозовы, Мамонтовы, Алексеевы, Хлудовы, Прохоровы – это только малая часть имен, представленных в музее. Собственно, при их активном участии и силами группы историков и музейщиков в 1991 году и появился этот уникальный музей.
Расположился он в доме купца Ивана Григорьевича Простякова, владельца еще нескольких домов на Донской улице. Сам будучи благотворителем, изначально он не обладал своим капиталом, однако, получив наследство имел неплохой старт. Но чаще будущие миллионеры – это бывшие крепостные, начинавшие с торговли пирожками на рынке или апельсинами на улице, как основатель знаменитой династии Елисеевых.
Вот как писал об этом Федор Шаляпин, не понаслышке знакомый с деятельностью русских меценатов:
«…Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки, весело выкрикивает свой товаришко на лотках, косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито. Таким образом, он делается «экономистом». А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, Пикассо, Матисса. А мы, просвещенные, смотрим на всех непонятных еще нам Матиссов, и гнусаво-критически говорим: «Самодур…» А самодуры, тем временем, потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…»
Обойдя все четыре зала музея, можно убедиться в величии представленных фамилий – в их трудолюбии, образованности, целеустремленности и силе личности.
Вот кушаки, с которых начинал свой бизнес крестьянин Иван Хлудов, будущий хлопчатобумажный магнат, а вот бывший крепостной Петр Губонин, построивший первые конки в Петербурге и Москве, а также более 5 000 верст железных дорог в Европейской России и на Урале.
Другой зал посвящен финансовому делу XIX – начала XX века, третий – воспитанию и обучению детей – как в семье самих предпринимателей, так и их подопечных из разных школ, приютов и даже детских колоний.
Очень любопытен зал, который инсценирует купеческий быт – предметы домашнего обихода, мебель, одежда, различная утварь. Есть патефон, который работает и производит невероятное впечатление на слушателей экскурсий.
Нынешние предприниматели самые частые гости музея они приходят как самостоятельно, так и целым коллективом. Частыми посетителями музея бывают группы учащихся школ или вузов.
Очень интересная публика – учащиеся школ и вузов. Но, к сожалению, в подавляющем большинстве не имеющая никакого представления о том, откуда есть пошло русское предпринимательство, его представителях и их роли в истории.
У экскурсовода и заместителя директора музея Аллы Лисициной есть проверенный способ определить — имеют ли слушатели хоть какое-то представление, о ком и о чем будет идти речь или придется объяснять «на пальцах». «Я спрашиваю, например, имена основателей театров, больниц, музеев, показываю портреты, называю род деятельности. Увы, редкий раз получаю правильный ответ хотя бы на один из этих вопросов – и это относится не только к школьникам», — говорит Алла Владимировна.
Это грустно, друзья.
Когда Третьякова знают только по одноименной картинной галерее, а как и на что она была основана – никогда не интересовались. Когда такой вариант распорядиться прибылью, как пожертвовать часть на благотворительность, приходит в голову последним и с подсказки лектора.
А ведь мы, ныне живущие, часто пользуемся тем, что создали эти люди, и не догадываемся об этом.
У работников музея на этот счет зреет план: создать отдельный зал, который будет полностью посвящен благотворителям и меценатам современной России. А они существуют, и иногда это потомки известных предпринимательских фамилий.
Вот, к примеру, лекцию «Семейные традиции династии Абрикосовых» в музее читает Дмитрий Абрикосов — потомок купеческой династии, создавшей крупнейшее в дореволюционной России кондитерское производство, известное сейчас, как кондитерский концерн «Бабаевский».
Кроме лекций и экскурсий в музее проходят чтения, музыкальные вечера, кинопоказы.
«На самом деле, не все так печально», — говорит Алла Лисицына. «В последнее время набирает популярность такой вид экскурсий, как корпоративные. Руководство какой-нибудь компании, устраивая корпоратив, организует для сотрудников экскурсию. Все с большим интересом знакомятся с историей предпринимателей прошлого и едут развлекаться дальше – ресторан, боулинг или еще куда. У нас такие проходили неоднократно»
Выйдя из Музея, я была готова ответить приятелю.
Послушав истории успеха и великодушия, создается впечатление, что нам рассказывают о святых. Это, конечно, далеко не так, но стоит ли сегодня внимания несовершенство этих людей, если они оставили после себя такой невероятный след? Павел Павлович Рябушинский, представитель династии текстильных магнатов, писал в своих воспоминаниях: «Бог дал богатство в пользование и потребует за него отчета». Именно ему принадлежит известная фраза «Богатство обязывает».
История – это опыт, пережитый до нас. В ней записано все, чему стоит подражать, и чего стоит не допустить. Сегодня, в век неистовой погони – за прибылью, за успехом, за статусом – такой жест, как безвозмездная помощь попахивает подвохом.
Но, когда послушаешь истории людей, положивших на благотворительность иногда полжизни, и чьи имена мы знаем по названиям московских улиц, больниц, школ и музеев, то вдруг осознаешь: бывает. Бывает желание помогать просто так, от велико-душия.
И это – дар, это свойство присущее, его нельзя воспитать. Его можно вскрыть в себе, культивировать, взрастить и тоже творить добро.
И, кстати, быть миллиардером для этого вовсе не обязательно.