Проект «Фабрика звезд» за 7 лет своего существования подарил нашему шоу-бизнесу много ярких звезд. Многие из них не стали ограничиваться музыкальной деятельностью, а раздвинули границы своих возможностей. Бывший «фабрикант» Дмитрий Бикбаев после оглушительно успеха в дуэте «БиС» и создания своего авторского музыкального проекта 4Post попробовал в себя в смежной области и стал актером Театра Луны, а затем и режиссером. Притом, очень талантливым.
О его постановке «Мне не больно» до сих пор вспоминают с восторгом многие критики и даже сравнивают со знаменитым шедевром Даарена Ароновски «Черный лебедь». Поэтому, неудивительно, что на премьере его нового спектакля «Ордалии» присутствовало не только большое количество звездных гостей, но и журналистов и фотографов из самых разных изданий. Поздравить Дмитрия с созданием нового «детища» пришли Ольга Кабо, Олеся Судзиловская, Теона Дольникова, певица Нина Шацкая, ведущий Леонид Якубович, продюссер Лина Арифулина а также друзья-«фабриканты» Корнелия Манго и Анастасия Кочеткова.
Автором пьесы является Александр Звягинцев. Это уже вторая постановка по его произведению в Театре Луны; первая- «Прокурорская притча»- была поставлена на сцене театра восемь лет назад, но до сих пор пользуется у зрителей успехом. «Роман так и просился на сцену. Поэтому я с удовольствием принял молодого и амбициозного режиссера!»- рассказывает Александр, «Признаюсь честно, пьесу я не видел, не отпускали из больницы. А пока я там был, я написал еще несколько сцен, которые мы, может, впоследствии введём в спектакль!». «Признаюсь, я тоже пьесу целиком ни разу не видел, но я полностью полагаюсь на Димин вкус и чутьё!»,- продолжил художественный руководитель Театра Луны Сергей Проханов. «Похоже, я единственный, кто вообще видел эту пьесу!»- отшутился Бикбаев, — «Что-нибудь сказать? Это как-то неправильно. Режиссёр обычно рассказывает все в своей постановке. Вот я и рассказал. Надеюсь, что вы меня услышите и поймёте.»
«Скелет» пьесы вполне распространённый. Молодой, шустрый, с глазами цвета справедливости парень приезжает в город Лихоманск, полный надежд стать достойным помощником главного прокурора города. Только город видеть нашего честного героя не очень-то рад. Здесь уже есть порядки и законы, преступники и преступницы, которые мирно сосуществуют друг с другом и, в общем-то, никому особо не мешаются. Но наш юный «Чацкий» полон желания разорвать «порочные цепи» и восстановить справедливость. И почти с самого первого дня работы герой начинает проходить через те самые ордалии (испытание водой и огнем, чтобы выявить невиновность в древние времена,- прим. ред.). И это не огонь, и не вода, а что-то намного сложнее. Ложь, предательство, интриги- через все это предстоит пройти юному помощнику прокурора, чтобы понятие о справедливости стало для него не идеальным, а реальным, и чтобы через боль, предательство и слезы спросить самого себя: «А нужна ли нам истина?…»
В этом спектакле Дмитрий работал в жанре «гротеск», который оказался очень уместен для того, чтобы показать большие пороки маленького города. Причем, прослеживается этот жанр не только в игре актеров или гиперболистических костюмах. Некоторые текстовые моменты в пьесе режиссер выводит на уровень гомерического смеха сквозь слезы. Бурные овации получили герои после того, как «рассказали» зрителям о том, что на самом-то деле, взятки надо брать не в кабинетах, а на верхушках березок. Авось, никто и не увидит.
Декорации в этом спектакле хочется выделить отдельно. Обилие белого цвета как диссонанс между юным, «чистым» помощником прокурора и испорченным городком. Груды бумаги и стенка, будто созданная из смятых листов- вечная «прокурорская» бумажная волокита. Декорации стали «мостиками» между всеми метафорами и параллелями спектакля. Музыкальное оформление (им занимался сам Дмитрий) выше всяких похвал. Об этом сразу сказали как обычные зрители, так и журналисты и критики.
Артур Сопельник и Мирослава Карпович (актеры сыграли главных героев) смогли справиться с многозначными и непростыми образами, которые предложил им режиссер. И если Мирославе в каких-то моментах можно было зацепиться за гротескность своей героини, то Артуру было несколько сложнее. Несмотря на популярность ролей а-ля «хороший мальчик», в этом образе очень легко потерять индивидуальность. Но актеру удалось избежать этого. Окончательно покорила игра Артура и Мирославы в финале: было похоже, что мы вместе с актерами переоцениваем, ужасаемся, удивляемся…
«Ордалии» — абсолютно точно одна из самых громких, ярких и талантливых премьер театрального сезона! Спектакль- пародия, спектакль- драма, посмотрев который зрители посмеются над грустным, поплачут над смешным и попытаются понять ту саму истину… Даже не понять, а попытаться понять, есть ли она вообще? «Театр Луны» в профессиональном смысле растет через сценические эксперименты. И, пожалуй, на сегодняшний день такая политика- это наиболее эффективный и плодотворный способ развития, который и подарил нам талантливого молодого режиссера Дмитрия Бикбаева. Постановка «Ордалии»- очередной взгляд режиссера на одну из вечных жизненных проблем о простом, честном человеке. Взгляд, который, определенно заслуживает самой высокой оценки.
Текст: Мария Наумова
Фото предоставлены пресс-службой Московского Театра Луны