КультураОбщество

Пища для ума: 6 книжных новинок сентября

Осень – урожайное время года, в том числе и для книжного рынка. Мы сделали подборку из наиболее любопытных книжных новинок сентября


Харуки Мураками «Мужчины без женщин»

В отличие от привычного для Мураками формата романов, эта книга – сборник из шести рассказов, вышедший в 2014 г. Первым был написан рассказ «Влюбленный Замза» – пролог сборника. Главный рассказ, «Мужчины без женщин», обрамляют 5 других: «Веди мою машину», «Вчера», «Тело без органов», «Шахерезада», «Кино». Центральный сюжет сфокусирован на встрече двух давних друзей после неожиданного самоубийства их возлюбленной. Мураками уже в заглавии задает «мужской» тон сборнику: его главные герои – мужчины, покинутые или покинувшие женщин; мужчины, потерявшие или не добившиеся женской любви. В анонсе книги издательство «Эксмо» приводит слова из рецензии профессора Токийского университета Мицуёси Нумано: «После прочтения в подсознании остается блюзовая тоска от невозможности женщинам и мужчинам, пусть даже самым близким, понять души друг друга до конца». Любопытно, что и в английском, и в русском переводе название отсылает к одноименному сборнику Эрнеста Хэмингуэя. 14 новел, объединенные в сборник в 1927 г., считаются вершиной малой прозы писателя.


Антология «Зеленый рыцарь. Легенды Зачарованного Леса»

Еще один сборник – на этот раз мифологический, объединяющий и прозу, и поэзию, – проект Эллен Датлоу и Терри Винлдинг, опубликованный еще в 2002 г. Для привлечения внимания русское издание поставило на обложку имя известного английского фантаста Нила Геймана, автора экранизированной «Звездной пыли». Геймана нередко называют последователем Дж. Р. Р. Толкиена, и во всем сборнике ощущается влияние создателя «высокого фэнтези» и «Властелина колец». Создатели сборника – Датлоу и Винлдинг – заранее погружают читателя в историю мифа о Зеленом человеке и предлагают сравнить его различные современные интерпретации. Сборник открывается стихотворением Нила Геймана, открывая тропу в Зачарованный лес, в которое писатели помещают своих героев – ведьм, волков, дриад, людей-оленей, фей, духов и даже великана. Любителям «Хоббита» и кельтских мифов – к прочтению обязательно.


Андрей Тавров «Державин»

Современный поэт Андрей Тавров, филолог по образованию и автор ряда литературных передач на канале «Культура», представил свой новый поэтический сборник «Державин». Указание на поэтического предшественника неслучайно, оно обозначает всматривание в колеблющуюся ткань времени и, в конечном счете, в саму вечность. Тавров – мастер метафор и литературных аллюзий. Используя мифы, он обращается к вечным ценностям, cудьбе, рока и времени как к высшим сферам. Все это – наследие Державина. Жанровое своеобразие продиктовано посвящением столпу русской поэзии: Тавров чередует миниатюры, оды, верлибры, обращая их к последнему незаконченному стихотворению Державина о «реки времени». И все же его поэзия далеко от классической – скорее, близка к модернистской, с отсутствующими знаками препинания и переливами смыслов. Книга необычна, но почему бы не сделать осень временем пробы чего-то нового?


Сара Джио «Лунная Тропа»

Американская писательница Сара Джио стабильно входит в рейтинг авторов «The New York Times», публикую женские романы высокого качества: это вовсе не бульварное чтиво, но продуманные сюжеты, полные психологизма и анализа семейных тайн и взаимоотношений.  Ее новая книга «Лунная Тропа» – своеобразная дань памяти детской писательнице Маргарет Уайз Браун, изучением жизни которой Джио занялась под впечатлением от культовой для англоязычных читателей сказки «Баю-баюшки, луна». Попытавшись понять, почему Браун сочинила эту сказку, Сара Джио написала свою историю – попытку воссоздать ситуацию из жизни Браун, заключенную в современную оболочку. Главная героиня, Джун Андерсен, получает в наследство от тетушки Руби книжный магазин «Синяя птица», где обнаруживает сохранившиеся письма из переписки между тетей Руби и Маргарет Браун. И все же жизнь детской писательницы – только повод раскрыть историю молодой Джун, хранящей немало секретов, открывать или нет которые ей предстоит решить, когда магазин окажется на грани разорения. Для романтичной загадочной осени – самое то.


Марк Леви «Опрокинутый горизонт»

Марк Леви – один из самых популярных современных французских писателей, не имея при этом ни одной литературной премии. Его стиль – балансировать на грани между реальностью и выдумкой, в этот раз Леви выбирает научно-фантастическую тематику. Три друга-студента, изучающие нейробиологию в одном из американских университетов, близки к большому открытию. Но в процессе работы выясняется, что один из героев смертельно болен: друзья решают использовать свои исследования для спасения героя, но результат эксперимента непредсказуем. В этом романе Леви выступает не меньшим исследователем, чем его герои – он тщательно и деликатно анализирует сферу памяти, чувств и воспоминаний. Вся книга пронизана надеждой и любовью, которые проникают всюду, в жизнь, во время и даже в строгую науку. Кажется, самое подходящее чтиво для осеннего дождливого вечера.


Джулиан Барнс «Шум времени»

Пожалуй, одна из самых «нашумевших» новинок осени – перевод «Шума времени» современного английского классика Джулиана Барнса, лауреата Букеровской премии. Выбор темы и героя весьма неожиданный: жизнеописание Дмитрия Шостаковича, представленное в трех обширных внутренних монологах. Барнс прекрасно владеет контекстом места и времени. Так получается если не антисоветская, то антитоталитарная книга об искусстве, свободе его выражения и, разумеется, музыке. Роман, безусловно, интеллектуальный и требует от читателя сосредоточенности и уважения к той сложной конструкции, которую выстраивает автор. Более того, роман вышел удивительно «русским»: Барнс умело использует пословицы, поговорки, цитаты из Пушкина и Ахматовой. Реставрируя биографию Шостаковича, реконструируя его не просто как великого композитора, но, в первую очередь, гениального человека, вынужденного жить в советской цензуре и идеологии, Барнс умело убеждает в правильности своего видения. Монологам героя просто веришь. И читать эту книгу нужно не только любителям биографий или  классической музыки, но тем, кто ощущает необходимость думать о том, насколько мы свободны в своем творчестве и насколько общество позволяет нам творить.

Анастасия Дорогова

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button