Как только русский человек слышит жизнерадостные мотивы известной песни «Журавль по небу летит», перед его глазами мгновенно возникает образ бравого солдата-участника Первой мировой войны Бумбараша, ставшего известным благодаря музыкальному фильму 1971 года с Валерием Золотухиным в главной роли. За насыщенными, но горькими приключениями героя следило не одно поколение сначала телезрителей, а после премьеры в 1993 году в Театре Олега Табакова спектакля «Страсти по Бумбарашу» – и ценителей театрального искусства. Постановка не сходила со сцены на протяжении 18 лет: настолько тепло и восхищенно зал принимал каждый новый показ. Поэтому возвращение Владимиром Машковым легендарного спектакля стало поистине триумфальным. 10 июня 2021 состоялась премьера обновленного и оживленного спектакля «Страсти по Бумбарашу» по пьесе и стихам Юлия Кима на музыку Владимира Дашкевича. 45 актеров, почти вся труппа Театра Олега Табакова, задействованы в спектакле, который призван напомнить зрителям, что только объединившись люди могут победить любого врага. Увидеть постановку в декабре можно 2, 12 и 21 числа.
«Бумбараш живой!» – восклицает Варя (Ангелина Пахомова), когда не веря своим глазам видит застывшего в смятении солдата, чье имя в родных краях давно позабыто. Эту фразу можно смело назвать лейтмотивом всего спектакля: животворящая сила русской души показана режиссером максимально глубоко и разносторонне. Минималистичные декорации будто намеренно выводят на передний план действие и переживания героев, а не акцентируют внимание на себе. В том числе и за счёт этого эффекта в некоторые моменты грань между сценой и залом вообще стирается. Зритель одновременно наблюдает за происходящим со стороны и участвует в процессе, затаив дыхание и скорее всего зная наперёд дальнейший ход событий, он поёт знакомые песни, уже ставшие народными, вытирает слезу и испытывает негодование… В этом заслуга труппы и создателей легендарного спектакля: апелляция к русской душе, её страданиям и силе оказалась беспроигрышным вариантом. Мы будто смотрим на себя, свою историю и современность в зеркальном отражении: брат убивает брата, другой готов предать соседа за горстку монет, а люди, не привыкшие сидеть без дела, отчаянно стремятся осмыслить происходящее…
Борьба за жизнь плавно перетекает в борьбу за свою Россию. Бумбараш (Севастьян Смышников) в спектакле сочетает в себе лучшие традиционные черты и уже нарицательного образа (благодаря рассказам Гайдара, прекрасным кинофильмам 1971 и 2002 годов и постановке Владимира Машкова 1993 года), и просто русского человека. Он зачастую надеется на «авось», свято верит в исключительно положительный исход каждого дела и, конечно, в людей: показательно, что, к какому бы лагерю ни примыкал этот ищущий правды и справедливости юноша, он везде оказывается своим из-за неугасаемого пламени жизни в его душе. В спектакле его первоначальное смятение мастерски обыгрывается дальнейшими приключениями, а актёру с удивительным азартом удается совместить в своем герое жизнелюбие и философский взгляд на мир, хулиганство и истинное мужество, патриотизм и отрицание любой правды. Единственное, что воплощено в Бумбараше всецело и не имеет противопоставлений – это любовь. Весь образ героя предстает перед зрителем как символ неувядаемой любви: к девушке, к родной земле, к жизни. И показана она максимально открытой, чистой, всепрощающей, жертвенной. Бумбараш готов простить брата Гаврилу, похоронившего его и взявшего себе в жены любимую Варю. Не держит он зла и на соседей, не обижается на суровое и беспощадное время Гражданской войны. Несмотря на строки одной из песен, звучащих в спектакле: «Наплевать, наплевать, надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю», Бумбараш демонстрирует отнюдь не равнодушное поведение к судьбе своей страны. Хотя ни белые, ни красные не внушают ему уверенности в завтрашнем дне.
Эту уверенность он чувствует только в присутствии милой сердцу Вари, которая в спектакле воплощает архетипический образ русской женщины – любящей, страдающей, стремящейся спасти ближнего. Потерявшая любимого человека, она обретает мнимое и, кажется, единственно возможное в сложившихся условиях счастье в браке с Гаврилой (Александр Кузьмин) – лицемерным, грубым, напористым бандитом. Однако Варя чувствует и понимает, что за внешней суровостью тоже скрывается человек, которому страшно. А кому было не страшно в смутные годы Гражданской войны, когда проливалась невинная братская кровь, когда друг в одночасье становился врагом, когда будущее было полностью заволочено туманом? Поэтому и в сценическом пространстве Варя относится к мужу с благочестивым терпением, принимает его, старается смягчить. Да, она не скрывает переполняющих сердце чувств, когда видит Бумбараша и не боится узнать его. Да, она готова бежать с ним. Да, зритель понимает, что она не любит Гаврилу, но Варя уважает его хотя бы за то, что он не трогает ее семью. Гаврила наиболее полно раскрывается, конечно, в финале пьесы. Но и на протяжении всего действия его поступки мотивируются страхом, усталостью, осознанием своего бессилия перед лицом войны и смерти. Отсюда и напускная дерзость, и нежелание мириться с фактом того, что его брат жив. Для него приход Бумбараша в каком-то смысле символизировал его победу над войной. А этого Гаврила простить не мог…
Ангелина Пахомова чувственно и эмоционально передает настроение всех женщин военного времени, которые вынуждены задвинуть чувства на второй план и поступать в соответствии с общественным долгом.
А про общественный долг в постановке невозможно забыть: массовые и очень зрелищные сцены попеременного господства армии белых под руководством поручика (Евгений Миллер) и красных под предводительством Василия Ивановича Чапаева (Александр Фисенко), фееричные появления бандиток во главе с харизматичной атаманшей Софьей Николаевной (Аня Чиповская) усиливают атмосферу смуты и опасности. На первый взгляд, яркие, жизнеутверждающие и даже весёлые, эти сцены предшествуют смерти. Так, умудрённая опытом и порядком уставшая от прозябания эффектная королева бандитизма Софья торжествует, когда чувствует свою власть. Удивительно, как хрупкой и нежной Чиповской удается передать отчаянную тоску лихой куртизанки, повидавшей на своем веку многое. Ее небрежно-ироничное отношение к Яше (Владислав Миллер), смотрящему на окружающий разрушающийся мир сквозь стекла своих очков и желающему разглядеть свет впереди, выдает внутреннюю тягу к спокойствию и любви. Что бы ни скрывалось под маской расчётливой, гордой, своенравной Софьи, душа ее расцветает при встрече с поручиком Ильиным. И беспринципная атаманша меняется на глазах! Танцевальная сцена бандиток с белыми – одна из наиболее красивых и трогательных в спектакле. Зритель понимает, что романтического окончания не будет, что предстоящая борьба неминуемо принесет смерть и горечь, но эти короткие минуты торжества любви и жизни согревают сердце.
Поиск правды не приводит Бумбараша к успеху в сценическом времени: оба лагеря не оправдывают его надежд, а единственные близкие люди, кому он доверял и кого любил, покидают его. Друг детства Яша, хранивший как талисман бомбу с наивной надеждой уничтожить ею врага, погибает в трагикомичной ситуации. Лёвка (Павел Шевандо), с которым Бумбараша свела нелегкая судьба и который на непродолжительный срок оказался верным товарищем, умеющим сохранить боевой дух в не самых приятных обстоятельствах, в решающий момент оставляет герою возможность жить дальше. Кажется, что это происходит, потому что окружающие знают: Бумбарашу есть ради чего жить. Смысл его существования заключен в Варе, которая молит Гаврилу отпустить ее, чтобы она смогла почувствовать вкус жизни. Но и в этом случае реальность оказывается жестче и драматичнее. Бумбараш остается один на один с собой, своими вопросами и своим горем. Спектакль завершается тем же смятенным настроением героя, каким и начался. Так и хочется сказать вслед уходящему Бумбарашу: «Гуляй, солдатик, ищи ответа…»
Фото предоставлены пресс-службой театра