«Мастерская Петра Фоменко» – место, которое рождалось из творческого импульса, из любви к искусству и желания ему служить. Служить достойно, ярко и легко. Ключевым в этом перечне эпитетов является именно слово «легко». «Легкое дыхание» — то, что пронизывает все пространство театра, каждый спектакль, любой жест, в нем осуществленный, любое слово, в нем произнесенное. Здесь много воздуха. И только в воздухе может зарождаться и в полной мере распространяться художественная мысль, не теряя при этом преображающей силы.
Официально театр был основан в 1993 году, но ведь театр – это люди. Люди же, создавшие его, ставшие им, в 1988 были объединены жестом художника, Петра Наумовича Фоменко: они поступили на первый курс режиссерского факультета ГИТИСа, который он набирал. «Легкое дыхание» молодых «фоменок», их многогранность, мастерство перевоплощения, умение работать в разных стилистиках, с разным материалом (и делать это блестяще!) не остались незамеченными членами жури ведущих театральных фестивалей уже в годы студенчества. Не остаются без внимания и заслуженного восхищения их работы и сейчас, когда в «Мастерской Петра Фоменко» можно увидеть уже несколько поколений актеров и режиссеров. «Мастерская» не позволяет иссякнуть воздуху внутри себя, не дает «зачерстветь душам» своих обитателей. Поэтому непрерывно, меняясь, но не теряя своей уникальности и самобытности, двигается вперед, по одному лишь вектору – в сторону гениального. Периодически театр принимает под свое крыло стажеров. Одно условие: их природа должна быть родственна природе настоящих «фоменок». Ее основой должен быть воздух. Нет таланта в бескислородной среде.
Сейчас в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко» наравне с точно воспроизводящими литературное произведение спектаклями, очень тонко и талантливо выполненными как самим Фоменко, так и его учениками, можно встретить и крайне оригинальные интерпретации текстов мировой классики, вычитывающие новые актуальные смыслы, или же постановки по современным текстам и пьесам. К слову, прошлый, 25 сезон в театре был посвящен работе с современной драматургией. Новый же, 26 сезон готовит для зрителя много сюрпризов, связанных с исследованием и преображением классики.
На настоящий момент афиша театра расцвечена сорока спектаклями. Среди них постановки мастера, Петра Наумовича Фоменко («Волки и овцы», «Война и мир. Начало романа», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Бесприданница», «Как жаль»…), а также работы других режиссеров, имена которых крайне звучны:
- Евгения Каменьковича, ученика и последователя Петра Фоменко, ставшего художественным руководителем «Мастерской» после смерти ее основателя: пронзительные «Гиганты горы» по неоконченной пьесе Пиранделло; «Дар» Набокова с материализовавшейся «творческой необходимостью»; «Дом, где разбиваются сердца», пропитанный искрометным юмором, свойственным воздушной природе «фоменок»;
- Ивана Поповски: светлый на французский манер «Носорог»; комедийно-легкий, одурманивающий зрителя «Сон в летнюю ночь»; мистически-теплая, сказочная «Алиса в Зазеркалье»;
- Николая Дручека: «Безумная из Шайо», восстановленный спектакль Петра Фоменко; «Белые ночи», атмосфера ранимой мечтательности в которых распыляется благодаря каждому действующему лицу;
- Виктора Рыжакова: говорящие со зрителем «Пять вечеров»;
- Олега Глушкова: «Моряки и шлюхи», плод физического музыкального театра, где главный язык – язык тела, основной способ выражения эмоции;
- Юрия Буторина: размыкающий целую эпоху «Рыжий»; камерно-домашний «Заходите заходите»;
- Сигрида Стрем Рейбо: «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по пьесе Вырыпаева;
- Веры Камышниковой: впечатляющие «Фантазии Фарятьева»…
«Мастерская» помогает реализовываться и молодым художникам. Например, выпускнице режиссерского факультета ГИТИСа 2015 года, Полине Айрапетовой, ставшей членом труппы мастерской в 2018 году. Полина поставила спектакль по мотивам рассказов Юрия Казакова «Проклятый север». Остроумный, с запоминающимися своей яркостью, но узнаваемыми в правдоподобности характерами персонажей.
В рамках вечеров «проб и ошибок» создают спектакли и сами актеры театра (Дмитрий Рудков, Федор Малышев, Полина Агуреева, Михаил Крылов…) И эти работы крайне самобытны и интересны. Они будто обнажают те законы и механизмы организации творческого процесса, которые существуют в театре. Они по-особому открыты для зрителя, по-особому восторженны. Блистательные «Испанцы в Дании» Кирилла Пирогова, кукольно-пластичные «Мертвые души» Федора Малышева и Полины Агуреевой, сокровенная, смотрящая на зрителя печальными глазами маски «Египетская Марка» Дмитрия Рудкова, безумные и острые, как взгляд самого режиссера, «Школа жен» и «Руслан и Людмила» Михаила Крылова и многие другие постановки захватывают своей магией абсолютно всех зрителей, пусть даже чрезвычайно разных. Соединяют зрительный зал в едином глубоком и светлом переживании.
Помимо спектаклей театр предоставляет возможность услышать лекции театроведов, встретиться для душевного и глубокого диалога с деятелями искусства или же провести вечер за просмотром фильма (непременно исполненного воздухом!). Обо всех этих мероприятиях можно узнать из раздела «неспектакли» на официальном сайте «Мастерской Петра Фоменко». Также здесь проводятся лекции о театре для юных зрителей – «Путешествие в театральную историю», в котором детей сопровождает театровед Анастасия Сергеева.
Внесценическое пространство «Мастерской» столь же сильно дышит и наполняется искусством, сколь и сценическое. В нем зритель может начать погружение в прекрасный мир, который театр, и в театр, который мир. Свои работы у «фоменок » выставляют великолепные сценографы и художники, среди которых Нонна Горюнова, Борис Заборов. Юрий Купер, Андрей Волков и многие другие.
И главное, что стоит отметить – в этом театре живет музыка. И сам театр живет музыкой. Поэтому ее можно услышать не только в рамках спектакля, но и за ними. «Мастерская» часто приглашает на свою сцену музыкантов. Да и сами артисты нередко наполняют стены театра звуками своих музыкальных программ, например, сейчас в «Мастерской» успешно творит, и всегда что-то чрезвычайно хорошее, группа «Losikenguru», впитывающая парадоксальность жизни и параллельно растворяющаяся в побеге за пределы царящего везде и всюду постмодернизма.
Здание такого большого маленького мира «Мастерская Петра Фоменко» приютилось по адресу: Москва, Кутузовский проспект, 30/32.
Касса театра работает еженедельно, с 12.00 до 21.00, телефон: +7 499 249 19 21.