Думаете ли вы, что вы- человек? Человек в самом простом смысле этого слова? Человек, с самыми обычными достоинствами и недостатками? Человек неидеальный, но знающий о границах дозволенного? Знающий о том, что есть черта? Черта, через которую, как вы думаете, не перейдете? Думаете ли вы, что вы- человек? Нет сомнений, что думаете. А теперь представьте, что для достижения цели всей вашей жизни остался всего один шаг… Всего один. Думаете, вы сможете не переступить черту? Если вы не боитесь посмотреть правде в глаза, то вам стоит посетить постановку «Мне не больно» в Московском Театре Луны, в которой Дмитрий Бикбаев выступил и режиссером и автором пьесы.
Молодая и талантливая балерина Лиза заканчивает училище. Выпускные экзамены на носу, впереди- дипломный спектакль. Тот, к которому она шла долгие годы. Тот, ради которого стирала пальцы в кровь и падала от усталости. Тот, ради которого можно и соврать, что палец здоров, и ни чуточки не больно. Впереди- целая жизнь, в которой, как кажется Лизе, всё честно, и дорогу себе можно пробить только талантом. Преподавательница Тамара Васильевна видит в девочке приму и заранее разучивает с Лизой партию Одетты для отборочного испытания, надеясь и веря, что ее талантливая ученица сможет стать знаменитой и, наконец, услышать рукоплескания огромного зала. Казалось бы, роль в кармане. До цели остался один шаг. Но в игру вступает несправедливость, лицемерие и… Одержимость. И с этого момента начинается борьба Лизы не только за роль, но и за саму себя.
Зло во плоти в этом спектакле, действительно, осязаемое и видимое. Сначала оно украдкой, из-за угла, подсматривает за балериной, словно готовится просунуть первый коготь в открытое сердце Лизы. А после того, как на эту же роль утверждают ещё одну кандидатку, то оно смело, яростно и соблазнительно захватывает Лизу и с каждым словом и действием девочки становится все ближе и ближе к жертве. Зло- такое близкое, пластичное и манящее, что мурашки бегут от того, какая тонкая грань проходит между ним и человеком.
Основная сюжетная линия прошита эмоциональными кусками, в которых основным инструментом является язык тела. Каждое слово- жест. Каждая фраза- движение. Они отражаются в зеркалах, переплетаются с музыкой светом и стихами, они становятся голосом, который кричит, плачет и умоляет Лизу остаться прежней и не закрывать свою душу.
«Это моя роль…»- как заклинание повторяет юная балерина. К Лизе подкрадывается новый опасный враг- одержимость, и роль постепенно заменяет девочке чувства, покой, сон, доверие, близких людей. Даже искреннее участие своей соперницы Лиза принимает за опасность и желание столкнуть выпускницу с дистанции. Во снах девочка идет по станку как по краю той самой черты. Той, за которой уже не больно.
Актеры в этой постановке заслуживают отдельного внимания. Здесь они удивительно точно подобраны не только по способностям остро чувствовать конфликт своего героя, но и по внешности. Особенно поразила игра Юлии Елхимовой, исполнившей роль Лизы. Актриса выжала из своей героини все эмоции, на которые только способна ожесточенная, противоречивая и потерянная балерина.
«Мамочка, я так хотела тебя порадовать…»,- эти слова героиня повторяет в трубку как нелепое объяснение собственных страхов и одержимости. Неожиданный и драматичный финал спектакля заставляет вздрогнуть и задуматься о самом себе. Не такими ли мы становимся, когда цель кажется такой близкой? Где проходит граница между упорством и одержимостью? И так ли важна цель, за достижение которой платить приходится собственной душой? «Мне не больно»- это драма, в которой скрывается тысяча вопросов и пугающих ответов. Драма, посмотрев которую вы спросите себя: «А мне еще больно?…»
Фото взяты с официального сайта Московского Театра Луны