ИсторияКультура

Ну и кто из нас клоун?

Он выходит в центр зала в характерном гриме, на его ногах обувь, похожая, скорее, на лыжи, он много кривляется, балагурит, перетягивает на себя внимание каждого зрителя, ведя с ним то молчаливый диалог на уровне жестов, то редкими фразами сообщает, что он, всё же, такой же, как и мы, он умеет говорить. Все узнали в этом описании клоуна? К этому образу мы привыкли с детства и воспринимаем его, как некий эталон того, каким должен быть этот актер. Однако образ клоуна в нашей стране весьма разнится с прототипом в других европейских странах. А корни этого уходят, как всегда, в историю.

Клоуны присутствуют в мировой культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Интересно, что в Америке образ клоуна сложился на удивление страшным. Виной тому многочисленные произведения, где этот образ выставляется кровожадным и жестоким (вспомним Джокера). Появилось даже такое психическое заболевание, как клоунофобия. Говоря о современной клоунаде, нельзя не упомянуть имя популярного на весь мир Чарли Чаплина. Этот комик послужил источником вдохновения для актеров этого жанра, его образ копировался и многократно использовался. Всем известны и ярко выраженная социалистическая позиция Чапли, из-за которой тот попал в опалу в Америке, попутно доказав миру, что клоуны могут не только веселить и но и выступать со своими убеждениями.

В европейской традиции клоун является персонажем, главная задача которого — веселить публику своими выходками, а главное отвлекать её во время приготовления следующего циркового номера – акробатических трюков или чего-то иного. Европейский клоун чаще всего обезличен, а на сцену выходят не один или два представителя, на которых замыкается внимание публики, а сразу множество, при этом каждый прыгает-бегает-жонглирует, а по свистку, когда все приготовления для следующего номера закончены, актеры быстро скрываются за ширмой. Никакой смысловой нагрузки подобные номера не несут, что низводит профессию клоуна до позиции ординарного члена цирковой труппы.

А теперь посмотрим на клоуна в наших широтах. Он, в первую очередь, имеет свою личность, а его выступление  имеет самостоятельный характер, в котором он доносит какую-то простую мораль — будь то не быть заносчивым или же — более человеколюбивым.

Советские клоуны были настоящими звездами и имели поклонников. Этим они отличались от коллег с Запада. Каждый актер старался создать неповторимый образ своего персонажа, который прославит его на всю страну. Советского человека можно было разбудить среди ночи и попросить перечислить любимых клоунов. Любой назвал бы без запинки 3-4 фамилии и при этом обязательно улыбнулся.

Образ задумчивого балагура появился не случайно. Родиной всех клоунов являются европейский карнавал и итальянская комедия дель арте. Оттуда пришли две главные маски: рыжая, от Арлекино, и белая, от Пьеро. Клоуны европейской традиции — это набеленные лица, огромные рыжие парики, яркая одежда – все слишком и все чересчур. Такие клоуны до сих пор короли смеха на Западе. Возможно, оставались бы королями и у нас, но советская действительность все отредактировала. После Октябрьской революции в России образ европейского клоуна стал ассоциироваться с угнетением простого человека властьимущими. Все это казалось зрителю, а скорее начальству, вычурным, западным. По этой причине хотелось приблизить комика к зрителю. Как результат, произошла трансформация как внешнего вида клоуна, так и его роли на сцене.

Советский клоун — это не напомаженный шут, а все же, человек, способный вести диалог со зрителем. Поэтому клоуны выступали почти без грима. Конечно, от костюма полностью они не могли отказаться, но для зрителей других стран разница была разительной. Со сцены советского цирка начали высмеивать взяточничество, воровство, изображать что-то смешное из быта советских людей. В таких установках прослеживается значительное влияние и Чарли Чаплина, деятельность которого выпала как раз на момент становления советской школы клоунады.

Приходя в цирк, советский человек мог посмеяться над тем, что не было принято обсуждать даже среди близких людей. У Михаила Румянцева, легендарного клоуна Карандаша, была следующая реприза. Во время тотального дефицита, когда даже картошку было непросто купить, а все ресурсы государства на фоне разворачивания Холодной войны шли на вооружение, Карандаш выходил на манеж с авоськой, полной деликатесов: консервов с икрой, колбасой. Он вставал в центр и продолжительно молчал, а потом обращался к залу со следующими словами: «Я-то молчу, потому что у меня всё есть, а почему молчите вы?». И уходил со сцены. Хождение по краю пропасти — никак иначе подобный номер не назовешь.

Бешенная популярность Карандаша среди населения позволяла ему выступать со столь опасной сатирой. Возможно,  смешные нотки он унаследовал от Чарли Чаплина, в образе которого появлялся на публике с 1928 по 1932 год. На манеже он проработал в цирке больше полувека — 55 лет — и навсегда остался в памяти населения.

С роли помощника Карандаша начинал и знаменитый Юрий Никулин, который преимущественно прославился, как актер кино, лишний раз доказав, что советская клоунада привлекала в высшей степени талантливых людей.

Советская школа рождала и совсем нетипичные образы, такие как клоун-философ в исполнении Леонида Енгибаров. Леонид Георгиевич создал собственный персонаж — грустного шута и поэта, который выступал в жанре пантомимы, совмещенной с поэтической клоунадой. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».

Последним известным клоуном советской школы стал Олег Попов. Когда в 1963 году на фестивале в Варшаве прошло его выступление, вся публика была в восторге. Неунывающий паренёк с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке, с сияющим лицом, он как бы открыл людям свое человеческое лицо и приблизился к зрителям, став одним из них. Его номер, в котором он охотится за лучиком света, стал его визитной карточкой, за что он и получил свое прозвище – «Солнечный клоун».

С распадом Советского Союза, Попов переехал в Германию, где продожает давать представления, как и десятилетия назад собирая, полные залы. Советская школа и тут сыграла свою роль – только настоящий мастер может, не меняя своего амплуа, достучаться до чопорного немецкого зрителя, привыкшего к совсем другой безликой клоунаде.

Однако с распадом Советов была утрачена и уникальная советская школа клоунады, которая стала жертвой новых запросов публики. Никто не должен своими моралями отвлекать от зрелища!

А теперь задайте себе вопрос: можете ли вы вспомнить достойных современных российских клоунов, хотя бы одного?  Возможно, нам перестала быть нужной сатира, потому что  мы достигли идеала? А может, мы просто не хотим, чтобы смешной человек в широких штанах и красным носом был человечнее чем мы сейчас…

Back to top button