Не многие знают о том, что существуют бесплатные дни посещения музеев, в которые любой человек может прийти и насладиться работами великих художников и скульпторов. Поэтому мы решили посетить одну из таких выставок и поделиться с вами впечатлениями от увиденного.
Наверняка многие сразу задаются вопросом: ну неужели правда можно бесплатно посмотреть работы, скажем, Малевича? Да, действительно можно. Ведь Новая Третьяковская галерея бесплатно распахивает свои двери каждую неделю по средам до 18:00. К примеру, сейчас там выставлена экспозиция “Искусство XX века”, балующая даже самого искушенного зрителя разноплановостью своих работ. В 38 залах расположились работы Казимира Малевича, Гелия Коржева, Петра Кончаловского, Зураба Церетели и многих других. Расположение картин на выставке не хаотичное. Произведения разделены по стилю, манере письма, настроению, которое художник вложил в свое творение другим параметрам. Передвигаясь по залам мы уходим от простых и понятных сюжетов к более абстрактным, призывающим нас выйти за рамки стандартного мышления.
Но все по порядку. Чуть ли не первое, что вы видите, когда заходите на выставку — это знаменитый “Черный квадрат”, в обрамлении которого стоят 2 Архитектона того же Малевича. Благодаря этому создается общее впечатление от наполненности композиции. Самодостаточные по отдельности элементы удивительно хорошо дополнили друг друга и создали симбиоз супрематизма, от которого невозможно отвести взгляд. Самые внимательные заметят на центральном элементе, картине квадрата, множество разноцветных трещинок и выпуклые черные прямоугольники внизу картины. Что это? Об ответе на данный вопрос мы можем только рассуждать. Теорий много, но, возможно, это все-таки закрашенное сверху темным цветом изначальное изображение.
Продвигаясь вглубь экспозиции мы видим кубистов, абстракционистов, футуристов и множество других проявлений искусства 20-го века, но затем мы попадаем в зал имени мецената Владимира Некрасова, где представлены только картины одного художника — Гелия Коржева, и наступает ступор. Полотна этого автора сильно выделяются на фоне других творений прошлого столетия. В них присутствует жизненная мрачность, неотвратимость бытия. Коржев избирал темами для своих холстов библейские и евангельские сюжеты, а самой известной работой художника является серия полотен “Опаленные огнем войны”. Хоть Коржев и был отличным художником, его работы практически не были представлены в крупных музеях… Поэтому такое большое собрание работ Гелия Коржева является настоящей жемчужиной Третьяковской галереи. Почему его работы так высоко ценятся? — спросите вы. На самом деле все просто. Гелий никогда не боялся бросать вызов устоявшимся рамкам общества. Он подвергал сомнению всё: художественные стили, образ жизни человека, даже простые истины иногда подвергались жесткой критике с его стороны. Он был последователем соцреализма, и в тоже время отвергал его, подвергаясь влиянию модернистских течений. Его картины пропитаны горечью и жестокостью нашего мира, к которым был так чуток художник. Попадая в зал, где отовсюду на тебя смотрит страшная реальность ты понимаешь, насколько тяжело даже подумать о самой сути жизни, тебя гнетет та мрачная обстановка, которой автор никогда не изменял в своих картинах. Коржев был одним из первых советских художников, кто заговорил о последствиях войны, о ее жертвах. И эта смесь библейской и советской реальности давит на человека, заставляя принять мысль, что боль и утраты неотвратимы в каком бы мире мы не жили.
Ты идешь к выходу и видишь яркий свет. В этом зале шумно, все фотографируются и улыбаются. Конечно, ведь тут собраны знаменитейшие полотна советских художников. Проходя мимо каждой из картин ты то и дело слышишь: “А мы по этой писали сочинение, а про эту нам рассказывали на истории”. А как иначе? Ведь это “Сирень в корзине” Кончаловского, а на противоположной стене “Отдых после боя” Юрия Михайловича Непринцева. В комнате большинство полотен отражает жизнь советского человека. Все они яркие, наполнены жизнью и радостью момента. Даже от военных картин, таких как “Письмо с фронта” веет немеренным позитивом. А в центре зала стоит “Непокоренная” Балашовой, как символ несокрушимости советского человека. Ты смотришь в глаза этой девушки и видишь мужество, которое сейчас мало у кого отыщешь. И слова уже не нужны, чтобы описать подвиг каждого человека во время Великой Отечественной. Достаточно просто взглянуть на женский силуэт в платке и тоненькой курточке.
Справедливости ради, надо отметить, что большое количество холстов изображают культовых советских деятелей, таких как Сталин, Брежнев, Пирогов и даже Прокофьев. Самые большие полотна отданы под изображение политической деятельности Иосифа Виссарионовича. Картины просто громадных размеров показывают встречи Сталина с народом, государственным аппаратом и многими другими. Их размер действительно очень велик: одно полотно может занимать целую стену от пола до потолка.
Довольно часто встречаются и картины, написанные в стиле гиперреализма.
В последних залах творится что-то невообразимое, за гранью любых наших пониманий и представлений реальности. Художники смело экспериментируют с формой и материалом, создавая объемный “Иконостас” и изображая микроскопический пароход на огромном куске ткани. В одном из таких залов можно найти очень странного вида “Черный квадрат” и подумать, что это обман зрения, но нет! На самом деле это шедевр художника Александра Михайловича Юликова, который решил нарисовать части квадрата на 4 элементах, составляющих картину. При ближайшем рассмотрении вы будите удивлены тому, как это все изображено и расположено. Автор ломает шаблон квадрата, который сам по себе является сломом шаблона во время кризиса в искусстве начала XX века. Работа Юликова — это забавная шутка над супрематизмом, которую наверняка оценят любители современного искусства.
Вот мы уже движемся к концу выставки и видим современные произведения художников. Тут представлены как привычные пейзажи, так и скульптуры из фанеры. Видно, что авторы не боятся брать самые неожиданные материалы и придавать им простые и понятные формы. Чем страннее способ выражения мысли, тем интереснее смотреть на шедевры современников. Глядя на них поверхностно кажется, что ничего такого в этих картинах и скульптурах нет, но стоит только на секунду задержать свое внимание… и ты начинаешь подмечать мелкие, интересные детали, начинаешь сопоставлять и анализировать, пытаться угадать посыл, который заложил автор в свое создание. А когда на человека снисходит озарение, то все на что он способен — это молча стоять и созерцать, позволяя потоку мыслей нести его по течению.
Вот такой разнообразный спектр чувств и эмоций можно получить, если прийти в Новую Третьяковку. Бесплатно вы увидите работы самых именитых советских и российских художников. Так что в следующий раз не теряйте время и поспешите познакомиться со столпами современной живописи и скульптуры. Даже противники творчества XX столетия наверняка оценят шедевры. 20 век вдохнул новую жизнь в искусство. Неправильно отрицать важность вклада авангарда в развитие мировой культуры. И если у вас выдастся свободная среда, то смело идите в галерею.
Автор: Ангелина Сурус