Центр имени Вс. Мейерхольда — это открытая площадка для театральных команд. Здесь представители самых разнообразных направлений воплощают на сцене свои авторские постановки.
Программа Центра имени Мейерхольда состоит из 4 основных частей. В нее входят: междисциплинарные спектакли, современная драматургия, театр для детей и так называемые паратеатральные жанры – плейбэк, импровизационный, стендап-комедия. По словам сотрудников, у них принято “нарушать” привычные представления о театре. Например, актеры могут играть в фойе или под лестницей.
Спектакли возникают в резиденции “BLACK BOX”. Это конкурс проектов, победителю предоставляется возможность 6 раз показать спектакль. Затем, ему на смену приходит другой. Кроме того, по завершению премьерного цикла у спектакля может появиться шанс попасть в основной репертуар. Правда, бывает это редко.
Театр Мейерхольда был основан в 1920 году. Она работал менее 20 лет, но оставил масштабное культурное наследие. Его руководителя принято считать одним из основателей современного театра. В настоящее время его дело живет в Центре имени Мейерхольда. На творческой площадке можно увидеть постановки талантливых режиссеров и игру выдающихся актеров.
Будущий основатель театра родился в Пензе в семье обрусевших немцев, которые занимались виноделием. Его настоящее имя – Карл Майергольд. Он был 8 ребенком в семье. В 1895 он поступил в Московский университет на юридический факультет, но учился там не долго – через перевелся в театрально-музыкальное училище. После учебы работал актером. В 1902 году Мейерхольд ушел из театра и начал работать режиссером, собрав свою труппу. Начинал в Херсоне. Затем поступило приглашение от Станиславского – и он вернулся в Москву. Однако, вскоре его студия закрылась, и ему пришлось вернуться в провинцию. Спустя время Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург. Всего за год Мейерхольду удалось поставить 13 спектаклей. До революции режиссер работал в императорских театрах, а в 1918 году вступил в партию большевиков. Через 2 года открыл собственный театр, которым руководил до 1938 года.
Изначально центр назывался Театр РСФР 1-й, и его деятельность началась 7 ноября 1920 года с постановки спектакля «Зори» по пьесе Верхарна. Принципом работы стала борьба с аполитичностью театрального искусства и создание ярких, зрелищных и агитационных проектов. Что весьма важно, уже тогда театр отличался от других – хотя бы потому, что во всех спектаклях Мейерхольд стремился к прямому контакту со зрителем.
Чуть позже при Театре также были созданы Высшие режиссерские мастерские, где могли получить образование актеры и режиссеры. Вскоре Мастерские Мейерхольда были объединены с Государственным институтом музыкальной драмы, в результате чего был образован всем нам известный ГИТИС, при этом уже в 1922 году сам Мейерхольд покинул его и образовал очередную собственную мастерскую. Так и просуществовал Театр с переменным успехом до 1938 года, когда вышел приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации театра имени Мейерхольда».
Сейчас Центр имени Мейерхольда является открытой площадкой для театральных команд, и в нем есть много интересных проектов, помимо самих спектаклей. Например, здесь проходят постановки не только для взрослых, но и для детей, даже самых маленьких. Для студентов разработана специальная программа лояльности. Благодаря ей они могут купить билеты по льготному тарифу.
На спектакли в Центре имени Мейерхольда определенно тоже нужно обратить внимание – в разных залах театра ставятся как пьесы классиков, так и совершенно новые произведения – например, одним из последних нашумевших перформансов стала «Конституция» — попытка осмыслить главный российский документ и дать возможность зрителям по-настоящему прочитать Конституцию.
Это далеко не все: в Центре имени Мейерхольда проводится также множество других событий, в частности, стендапы, импровизированные шоу, лекции и публичные чтения. Также в рамках центра действует еще одна интересная программа – “Кружки”. В ее рамках зрители могут узнать познакомиться с современным театром на практике. Занятия ведут драматурги, хореографы, композиторы. После этого многие начинают самостоятельно сочинять пьесы и ставить их читки вместе с режиссером. А ещё – писать грамотные театральные рецензии и выступать в жанре стендап-камеди.
Так, спустя почти 100 лет Центр имени Мейерхольда не изменяет принципам своего создателя и вдохновителя. Постановки в Центре – живые и яркие, и заставляют своих зрителей задуматься о важных вещах, которые имели значение раньше, имеют значение сейчас и будут иметь значение в будущем.