История

Кадр из прошлого: фотодело в Российской империи

С высоты развитых технологий XXI века сложно представить себе, что когда-то люди жили без инстаграма и селфи-палок. Между тем, самая первая из сохранившихся до наших дней фотографий появилась на свет в далёком 1826 году. Прошло почти два столетия упорных опытов, исследований и доработок, прежде чем появились современные компактные камеры. Сегодня такие есть у каждого второго: развитие Интернета и цифровых технологий превратило фотографию в доступное массовое увлечение. На смену Зениту и полароиду пришли зеркалки, а толстые семейные фотоальбомы постепенно канули в небытие. С чего же началось повальное увлечение фоторемеслом в России? Что попадало в объективы первых камер и с какими сложностями предстояло столкнуться отечественным фотолюбителям? Ответы на эти (и многие другие) вопросы – в нашем новом материале.

С чего всё началось

Ибн Аль-Хайсамом
Изобретение фотографии, в отличие от многих других научных изобретений, сложно назвать одномоментным. Предыстория этого события уходит корнями в далекое прошлое – примерно на тысячу лет назад. Именно тогда люди впервые задумались об оптических эффектах, создаваемых солнцем. Природу световых явлений ещё в X веке изучали арабские ученые. Впоследствии одним из них, математиком Ибн Аль-Хайсамом, будет изобретен древнейший прототип современного фотоаппарата – камера-обскура.
Следующая важная веха в развитии фотографии приходится на XVIII век, когда уже были совершены важнейшие открытия в области химии. В 1725 году немецкий физик Йоганн Генрих Шульце провёл опыт, доказавший, что с помощью света можно создавать фотографические отпечатки разных объектов. Забавно, что в этом ему помогла чистой воды случайность: в надежде получить светящееся вещество, Шульце смешал мел и азотную кислоту с небольшим количеством серебра. Полученный раствор не светился, но обладал другим, не менее ценным свойством, – с его помощью можно было «проявить» изображение на посеребрённом меле.
429
Первая в мире жизнеспособная технология фотографии появилась в 1839 году. Она получила название дагеротипия, в соответствии с именем своего создателя, Луи Дагера. Его открытие было основано на светочувствительности йодистого серебра. Изображение, получаемое способом дагеротипии, больше походило на зеркальное отражение, чем на фотоснимок в привычном понимании этого слова. Тем не менее, технология Дагера использовалась вплоть до середины XIX века, пока мир не узнал о более дешёвых и удобных процессах.
Значительное влияние на всё дальнейшее развитие фотографии оказал английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот. Он изобрёл способ получения негативного фотографического изображения на бумаге, пропитанной хлористым кальцием. Преимущество этой технологии было в том, что она позволяла создавать неограниченное количество копий одного и того же снимка. Сам процесс занимал около часа и был довольно трудоёмким, требовал предельной концентрации на каждом этапе. И хотя качество изображения, по меркам того времени, было довольно высоким, способ Тальбота ещё долгое время не пользовался популярностью.

От теории к практике

В России развитие фотографии получило толчок сразу же после того, как были обнародованы технические принципы фотографирования. Первые подобные изображения в нашей стране удалось получить русскому химику и ботанику Юлию Фёдоровичу Фрицше. Уже в начале 1840 года он сделал снимки листьев растений по способу Тальбота, о чём впоследствии доложил на заседании Петербургской Академии наук. Примечательно, что изначально фотография в России не воспринималась как искусство – тот же Фрицше считал, что она должна в первую очередь служить науке. photogenic1
Однако, вопреки ожиданиям Юлия Фёдоровича, заграничная технология в отечестве быстро прижилась. Здесь, как водится, не обошлось без первопроходцев. Среди таких пионеров фоторемесла особо выделяется Сергей Львович Левицкий, получивший почётное звание придворного фотографа. Будучи старательным учеником Фрицше, он в совершенстве овладел техникой дагеротипии. В 1844 году он прослушал курс тематических лекций в Париже, а уже в 1849 году открыл собственное «Дагеротипное заведение» — по сути первое в России фотоателье.
Именно благодаря трудам Левицкого до наших дней сохранились уникальные портреты императорской четы, Дмитрия Менделеева, Льва Толстого и Фёдора Тютчева. К слову, он же стал автором фотографии Гоголя, которую потом долго и упорно не печатали в школьных учебниках по литературе. Этот единственный сохранившийся снимок писателя является частью группового дагеротипа, известного под названием «Группа русских художников в Риме». Гоголь запечатлен в образе сурового, задумчивого мужчины с тяжелым взглядом и орлиным профилем. Он совсем не похож здесь на того добродушного круглолицого усача, которого ранее изобразил на своём полотне известный художник Моллер.gogol

Объективный взгляд

Помимо традиционной «салонной» фотографии очень быстро стали появляться новые жанры и стили. Обучение принципам светописи стало популярным занятием не только в столице, но и в отдаленных областях. На волне этого массового интереса появилось так называемое социальное фотоискусство. Оно основывалось на отказе от постановочности в пользу репортажного метода съемки. Это было смелой попыткой отразить жизнь самых широких слоев населения – от крестьян до духовенства. В объективы дореволюционных камер попадали и повседневные уличные сценки, и деревенские пейзажи, и ужасы войны.
Одним из наиболее ярких представителей социальной фотографии был Максим Петрович Дмитриев, известный также под поэтичным псевдонимом «Нижегородский светописец». Как и многие другие, он начинал с работы в небольшом фотоателье, но прославился именно как мастер репортажного жанра. Несмотря на то, что постановочная съемка приносила приличный доход, Дмитриеву она быстро наскучила. Его привлекали другие сюжеты: городская жизнь, быт старообрядцев, тяжелые будни рабочих и босяков. На многих снимках из архива Максима Петровича запечатлена Нижегородская губерния XIX века – с её деревянными постройками, булыжными мостовыми, крохотными часовнями.
1361048582_1360789360_retro_russia_51
Работы Дмитриева интересны не только с документальной, но и с художественной точки зрения. Во времена черно-белой фотографии, которая не могла передать природных красок и полутонов, особое внимание уделялось композиции. Именно от неё зависело настроение снимка, его привлекательность для зрителя. Фотографии Максима Петровича в этом плане можно считать образцом – каждая из них являет собой пример идеального построения кадра. Групповые портреты раскольников, ссыльных каторжных, голодающих жителей Поволжья одновременно пугают и завораживают. В конечном счете, изображение типажей и стало визитной карточкой Дмитриева, прославив его на весь мир.

Пресса для всех

Характерной чертой русской журналистики на рубеже XIX-XX веков было обилие тематических изданий. Как только что-то становилось популярным (будь то кулинария, охота на кабана или игра в гольф), тут же появлялся журнал, целиком и полностью посвященный этой теме. Несложно догадаться, что эта участь не обошла стороной и фотографию. Начиная с 1850-х годов в России появляется множество изданий для профессионалов и любителей светописи. Наиболее заметными среди них стали «Фотографический вестник», «Фотограф-любитель», «Фотографический листок», и «Вестник фотографии».Photogr_Lubitel_01
Основными темами этих журналов были фотографическая техника и развитие фототехнологий, чуть меньше внимания уделялось вопросам эстетики. Почти в каждом номере был новостной блок, где сообщались последние известия о проходящих выставках, конкурсах, деятельности фотографических обществ. Несколько последних страниц неизменно занимала реклама – фотоаппаратов, проявителей, различных растворов, бромистой бумаги. Зачастую редактор издания по совместительству держал небольшую контору, фабрику или магазин фототоваров. Рекламируя продукцию своим читателям, он получал двойную прибыль – от реализации товара и растущих тиражей.Foto-news-magaz
К сожалению, многие традиции дореволюционной фотографической периодики сегодня утрачены. В современных изданиях сложно найти качественные материалы о ретуши или композиции снимка, простейших законах оптики. Возможно, это связано с тем, что сам процесс фотографирования значительно упростился – больше не нужно возиться с химическими реактивами и часами ждать проявки изображения. А возможно, нам все ещё есть чему поучиться у энтузиастов XIX века.

Back to top button