Выставки
Актуальное

Выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2019

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил выставочный план на 2019 год. Будущий год пройдет под знаком Великобритании: Пушкинский музей покажет две выставки из ведущих собраний этой страны. Один проект будет посвящен мастерам Лондонской школы, другой – художнику Томасу Гейнсборо. Главным событием года станет масштабная выставка о московском меценате Сергее Щукине, одновременно с которой будет показана коллекция фонда Louis Vuitton с работами Джакометти, Рихтера, Бэнкси и Мураками.


АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ И ЕЕ СОВРЕМЕННИКИ

21 января — 21 апреля 2019
Место проведения: Главное здание, Волхонка 12, зал 18
Куратор: Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, зам. директора по науке ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи

В экспозиции будут представлены три работы первой четверти XVII века из собрания Национального музея Каподимонте в Неаполе — Артемизия Джентилески «Юдифь», Симон Вуэ «Ангел», Франческо Гварино «Святая Агата». Выставка будет дополнена произведениями из собрания Пушкинского музея, которые находятся в постоянной экспозиции: Гвидо Рени, Гверчино, Симоне Кантарини.

ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА
4 марта — 20 мая 2019
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12.
Куратор: Данила Булатов, главный хранитель отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.

Более четверти века назад в Москве проходила монографическая выставка Фрэнсиса Бэкона, отдельные произведения таких мастеров, как Франк Ауэрбах или Леон Коссоф, были представлены на различных экспозициях. У российского зрителя впервые появится возможность по-настоящему и глубоко познакомиться с таким важным явлением мировой истории искусства, как Лондонская школа.

Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» развернется на главной выставочной оси ГМИИ им. А.С. Пушкина и будет состоять из 6 разделов. В экспозиции будет представлено около 80 живописных и графических работ наиболее известных британских художников Лондонской школы из собрания Галереи Тейт.

Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Рональдом Бруксом Китаем в 1976 году. Он объединил группу художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Дэвид Бомберг, Фрэнсис Бэкон, Рональд Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд, Майкл Эндрюс. В противовес абстракционизму и концептуализму они развивали традицию фигуративной живописи. В центре внимания мастеров Лондонской школы оказалось человеческое тело, передаче хрупкости и одновременно жизнеспособности которого посвящены многие работы художников.

Британские живописцы в 1950-е годы оказались чужды моде на абстракцию, оставаясь верными фигуративной живописи. Наряду с обращением к человеческой фигуре для художников Лондонской школы характерен интерес к пейзажному жанру. Созданные ими образы Лондона связаны с личными историями и субъективным восприятием города, в метафорическом смысле они оказываются своеобразными экзистенциальными автопортретами их авторов.

Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, обращая особое внимание на динамику и эстетику социальных отношений. Бэкон неоднократно говорил о желании уйти от повествовательности, однако его работы сохраняют непрекращающийся рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. А Майкл Эндрюс и Рональд Китай, в свою очередь, создавали образы, включая литературные источники, фотографии и работы других художников.

Выставка уже с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. В общей сложности ее посетили более 600 тысяч зрителей.

Primrose Hill 1967-8 Frank Auerbach born 1931 Purchased 1971 http://www.tate.org.uk/art/work/T01270

ЩУКИН. БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКЦИИ
17 июня —15 сентября 2019
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Кураторская группа

Выставка коллекции художественных произведений московского мецената Сергея Ивановича Щукина и его братьев. Собрание охватывает важнейшие художественные течения конца XIX – начала XX века, от импрессионизма до модернизма. Среди них шедевры Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и не только.

Выставка также воссоздаст драматическую историю московской купеческой семьи Щукиных, ее небывалую мощь и угасание после революции 1917 года.

История семьи Щукиных будет рассказана с помощью величайших шедевров искусства: полотен импрессионистов и модернистов, уникальных произведений восточного искусства, картин старых мастеров и предметов французской мебели XVIII века.

Экспозиция позволит зрителю окунуться в насыщенную художественными событиями жизнь Парижа, Москвы и Берлина начала XX века, активными участниками которой были братья Щукины.

Большая часть уникальной коллекции собрана Сергеем Ивановичем Щукиным и будет представлена в 11 залах музея.

На сегодняшний день коллекция разделена между двумя музеями – Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

РУССКИЕ ЙОРДАНСЫ
Сентябрь — декабрь 2019
Место проведения: Главное здание, 18 зал
Куратор: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров

Якоб Йорданс родился в 1593 году, первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями, затем в 1616 году вступил в Гильдию Св. Луки. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, с которым они вместе проходили обучение у Адама ван Ноорта, и такие художники, как Стен и Снейдерс.

После смерти Рубенса Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля». Среди его заказчиков представители английского короля Карла I, королевы Генриетты-Марии, Йорданс сотрудничал с Оранской династией, в 1661 году получил заказ на картину для амстердамской ратуши.

Йорданс умер от загадочной болезни 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте под Антверпеном.

Картины Якоба Йорданса появились в России во второй половине XVIII века и происходят из лучших европейских коллекций того времени: британской – Роберта Уолпола, французской –Пьера Кроза, немецких – Эрнеста Гоцковского и графа Генриха фон Брюля.

Все они были куплены Екатериной II для основанного в 1764 году Эрмитажа. Русская аристократия вслед за Екатериной стала собирать картины фламандских мастеров Золотого века, и, в частности, произведения Якоба Йорданса.

Картина «Бегство в Египет» сегодня является частью собрания Пушкинского музея. До 1783 года картина принадлежала графу Григорию Орлову и находилась в Мраморном дворце, позже перешла в коллекцию Нарышкиных и Шуваловых.

Якоб Йорданс работал во всех жанрах. Он создавал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжеты, писал портреты и натюрморты, отдавая предпочтение жанровым композициям с элементами бурлеска.

Барочная избыточность, драматургические решения, «крупные планы» отличают произведения выдающегося фламандского живописца Якоба Йорданса. Вслед за Рубенсом он перевел пластическую формулу итальянского барокко на национальный язык. Художник поставил знак равенства между «высокими» и земными темами, что отвечало глубоко гуманистическому характеру фламандской культуры.

Его крупнофигурные застольные сцены в простых интерьерах крестьянских домов и таверн с полногрудыми пышущими здоровьем красавицами, смеющимися кавалерами с винными бокалами в руках, веселящимися упитанными детьми, большими столами, заваленными снедью, прежде всего, показывают полноту и радость человеческой жизни.

На выставке в Москве будут представлены 15 крупноформатных картин и около 20 рисунков, отражающие все этапы творческой биографии Йорданса, из собраний ГМИИ, Эрмитажа, а также из художественных музеев Нижнего Новгорода и Перми.

Впервые будут экспонироваться вместе все значительные работы художника из музеев России. Для нас особенно важен показ картин из провинциальных музеев, чьи собрания почти неизвестны широкой публике.

ДАГЕРОТИП, АВТОХРОМ, ПОЛАРОИД 1/1
8 октября – 8 декабря 2019
Место проведения: Главное здание, зал 31
Куратор: Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии

Выставка приурочена к 180-летию изобретения фотографии. На выставке будут представлены три редкие технологии в истории фотографического искусства — дагеротип, автохром, полароид. Эти технологии не позволяют тиражировать произведения, они существуют в единственном экземпляре. Также будут показаны первые образцы фотографии, созданные при помощи трех основных процессов: черно-белого, цветного, моментального.

Экспозиция будет состоять из 100 работ, представляющих большинство жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые зарисовки, научную и прикладную фотографию. Работы предоставят музеи Франции и Австрии (Французская национальная библиотека и Французское фотографическое общество в Париже, Музей фотографии Westlicht в Вене).

Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером, названной его именем. Франция открыла всему миру секрет фотографии, и мир с удивлением впервые увидел свои отражения.

На протяжении своей 180-летней истории фотография воспринималась как тиражный способ создания изображений, и даже, став признанным видом искусства, это обстоятельство, казалось, приуменьшало ее достоинства. Но были и исключительные примеры — процессы, которые не подразумевали получения копий, и эта единичность приближала их оценку к традиционным критериям искусства. Очарование уникальных отпечатков привлекало многих фотографов, которые мечтали быть художниками. Технологии создания снимков, не имеющих повторений, заняли особую нишу в истории фотографии.

Выставка продемонстрирует три основных исторических метода, с помощью которых создается единственное изображение: дагеротип, автохром, полароид.

Дагеротип считается первым фотографическим процессом — искусство светописи началось именно с дагеротипии. На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Французской национальной библиотеки в Париже, датированные 1840–1850 гг., дающие представление об особенностях технологи, вариантах оформления пластин, типичных темах и мотивах, географии распространения.

Автохром считается первым цветным процессом фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до середины 1930-х гг. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907 по 1930 год.

Полароидные отпечатки стали первым способом получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1947 году и получил массовое распространение в 1970-х – 1980-х. Единичный цветной отпечаток на готовой карточке Polaroid в своем роде оказался предшественником цифровой фотографии – результат съемки можно увидеть моментально. На выставке будут представлены полароиды из крупнейшего собрания Музея фотографии Westlicht в Вене, датированные 1975–1989 гг.

Особенностью выставки является экспонирование трех технологий в одном пространстве, представляя новый взгляд на суть фотографии, на ее качества как произведения искусства, неповторимого в своем роде. Тиражная фотография обычно имеет цифровое обозначение через знак «/», что означает номер отпечатка из тиража, к примеру: 2/5 – второй отпечаток из пяти. В названии выставки подчеркивается уникальность фотоснимков: тираж 1/1 – один из одного.

ГЕЙНСБОРО
25 ноября 2019 – 9 февраля 2020
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12
Куратор: Анна Познанская, главный хранитель отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Выставка Томаса Гейнсборо (1727–1788) в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает цикл экспозиций, посвященных британскому искусству. В ГМИИ уже были показаны выставки, посвященные У.Тернеру (2008), У.Блейку (2010), Прерафаэлитам (2013), Обри Бердслей (2014). Все эти выставки пользовались неизменным успехом у публики.

Выставка Гейнсборо позволит познакомиться с творчеством одного из основателей британской школы XVIII столетия, наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, которую называют «Золотым веком британской живописи».

Томас Гейнсборо известен как блестящий портретист, продолжатель традиций великого Ван Дейка и любимый художник короля Георга III и его семьи.  Внимательно изучавший традиции искусства барокко и рококо Гейнсборо был хорошо знаком с произведениями великих старых мастеров – Питера Пауля Рубенса, Антуана Ватто и его школы.

Гейнсборо также был одним из первых британских живописцев, оценивших неисчерпаемые возможности пейзажного жанра. Его работы, созданные на протяжении четырех десятилетий, демонстрируют увлечение мастера творчеством Якоба Рейсдала, голландской живописью XVII столетия и полотнами французского пейзажиста Клода Лоррена.

Вобрав художественный опыт своих великих предшественников, Гейнсборо, никогда не покидавший пределов своей страны, сумел сформировать собственный стиль, который лег в основу дальнейшего развития британской школы.

Творческое наследие Гейнсборо уникально не только благодаря своим художественным качествам, но и сравнительно немногочисленному количеству картин, сохранившихся в европейских коллекциях.  Беспрецедентная выставка в ГМИИ соберет живописные полотна, созданные в разные периоды, оригинальную графику художника и эксклюзивные архивные материалы. Среди уникальных экспонатов из Британии – пейзажи на стекле, которые практически никогда не выдаются на зарубежные выставки.

Выставка подобного масштаба была бы невозможна без участия крупнейших музейных собраний Великобритании.

Свое участие в проекте подтвердили Лондонская Национальная Галерея, Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Национальная Портретная Галерея, Лондонская Королевская Академия художеств, Национальная Галерея в Эдинбурге, Дом-музей художника в Садбери, Художественный музей в Бате и проч.

Творчество Томаса Гейнсборо невозможно представить вне контекста его учителей – старых европейских мастеров.  В экспозиции выставки будут показаны произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Рейсдала, Антуана Ватто из российских и зарубежных собраний.

АРАБЕСКИ. ВОСТОК-ЗАПАД
18 февраля – 28 апреля 2019
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
Куратор: Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов

Предстоящая выставка, которую готовят кураторы ГМИИ им А.С. Пушкина совместно с фондом Марджани, развернется в семи залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Каждый из залов станет отдельным рассказом о взаимодействиях восточной и западной культур, о влиянии искусства ислама на эволюцию художников разных стран. Зрители увидят, как рождался этот интерес к Востоку и как от прямого заимствования художники переходили к новым трактовкам, а следующее поколение превосходило своих «учителей», по-новому развивая заложенные в восточной культуре принципы абстрактного искусства. Исламское искусство изменило сознание европейских художников нового поколения, чей глаз был воспитан на канонах красоты греко-римской античности. «Простота — почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка, как на древних иконах. И мягкая, гибкая, подчас лукавая красота линии», — писал Василий Кандинский. Иные колористические сочетания и принципы работы с цветом, композиционное построение пространства и перспективы в изобразительном искусстве Востока и самое главное — абстрактное восприятие действительности — ставит перед ними новые художественные задачи. Каждый из представителей европейского и русского искусства будет решать их индивидуально, открывая в декоративности восточного искусства новые горизонты.

На выставке будут представлены шедевры искусства модернизма Матисса, Редона, Пикассо из собрания ГМИИ, а также листы из рукописи Ассара Тебризи «Мехр ва Муштари» и образцы персидских тканей XVI века, и монохромные миниатюры XVII–XIX веков, фаянсовые чаши, кувшины и тарелки, созданные в Персии в XII–XIII веках. Один из залов будет посвящен, завораживающему миру грузинской живописи и ее истокам, которые следует искать в иранском искусстве эпохи правления Каджарской династии. С помощью живописных работ иранских художников XVII–XIX веков, произведений декоративно-прикладного искусства Персии и полотен классиков грузинской живописи мы расскажем историю непростых, но творчески наполненных отношений Ирана и Грузии. «Персия в кино» – название зала, который будет создан с помощью одного из крупнейших российских историков кино Наума Клеймана , где будут представлены никогда ранее не выставлявшиеся рисунки Сергея Эйзенштейна из собрания Российского  государственного архива литературы и искусства. В заключительном зале зритель узнает, какое влияние исламское искусство оказало на художественную мысль начала XX века, как художники прошли путь от прямой интерпретации персидского искусства к его осмыслению и созданию своих оригинальных произведений, основанных на размышлениях об истоках особой изобразительной традиции культуры ислама.

КОЛЛЕКЦИЯ ФОНДА LOUIS VUITTON
3 июня – 29 сентября 2019
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
Куратор: Сюзанн Паже

Это событие является новой главой в развитии тесных отношений Фонда Louis Vuitton и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Началом сотрудничества стала выставка «Шедевры новой живописи. Собрание Сергея Щукина», которая с огромным успехом прошла в Фонде Louis Vuitton (Париж) в 2016-2017 году. В качестве ответного жеста летом 2019 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков будет представлена коллекция Фонда Louis Vuitton, включающая произведения как классиков искусства ХХ века Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански, Андреаса Гурски, так и художников молодого поколения, таких как Жан-Мишель Баския, Бэнкси, Мэтью Барни, Такаси Мураками, Пьер Юиг, Ченг Ян и другие. Особое внимание на выставке будет уделено личности Бернара Арно, президента группы компаний LVMH и страстного коллекционера современного искусства.

Выставка собрания фонда Louis Vuitton будет проходить одновременного с масштабной экспозицией, посвященной братьям Щукиным, которая разместится в Главном здании музея. Эти две выставки знаковых коллекций –  Сергея Ивановича Щукина и Бернара Арно – помогут московским зрителям проследить сходства и отличия в подходах к формированию собраний, продемонстрируют эволюцию подходов к коллекционированию современного искусства в начале XX и XXI веков. И вместе с тем они станут наглядным доказательством неразрывной связи разных поколений коллекционеров современного искусства.

ОСКАР ШЛЕММЕР: ТАНЦУЮЩИЙ ХУДОЖНИК
28 октября 2019 – 26 января 2020
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Волхонка, 14
Кураторы: Раман С. Шлеммер, Данила Булатов, главный хранитель отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет посвящена важной фигуре в искусстве XX века – немецкому художнику и хореографу Оскару Шлеммеру (1888–1943), который считается одним из пионеров искусства современного танца и перформанса. Приуроченная к столетнему юбилею Баухауса (основанному в 1919 году) выставка также призвана раскрыть роль Шлеммера как одного из ведущих преподавателей этой прославленной художественной школы, где он, как настоящий homo universalis, с 1921 по 1929 год руководил самыми различными мастерскими: от мастерской монументальной живописи до мастерской театрального искусства. Именно под началом Шлеммера театр стал играть важную роль в организации жизни сообщества студентов и преподавателей Баухауса, отражая в целом игровой и экспериментальный характер преподавания в этом учебном заведении.

В своих сценических опытах Оскар Шлеммер исследовал возможности пространства и актера внутри этого пространства, поднимал вопрос самой природы театральности. Настоящая выставка продемонстрирует стремление Шлеммера превратить зрелищные виды искусства в современное художественное высказывание, что нашло отражение в его ключевой работе «Триадический балет», а также в постановках танцев, организации костюмных вечеринок, в работе над декорациями к музыкальным произведениям Арнольда Шёнберга и Игоря Стравинского.

Установка Оскара Шлеммера как художника заключалась в том, чтобы соединить авангардное мышление своей эпохи с гуманистическими идеями, восходящими к Ренессансу. Это нашло отражение и в его живописном творчестве, пронизанном стремлением к синтезу, гармонии и универсальности. В центре исканий Шлеммера всегда оказывался человек, и не случайно именно так – «Человек» – назывался разработанный им в 1928 году курс в Баухаусе. 

Выставка представит важнейшие произведения художника, происходящие из собрания театрального архива Оскара Шлеммера и ряда немецких музеев. Творчество Шлеммера позволит зрителю открыть неизвестную сторону Баухауса, являвшегося не только школой прикладного искусства, но и местом экспериментов в области перформативных искусств и хореографии, которые и по сей день остаются актуальными.

В КОНЦЕ ПРЕБЫВАЕТ НАЧАЛО…
10 мая — 10 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко

Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI» — выставку, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, которая получила название «В конце пребывает начало…». Проект заявлен для участия в параллельной программе 58-й Венецианской биеннале современного искусства.

В церкви Сан-Фантин будут показаны работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гари Хилла и !Mediengruppe Bitnik. Инсталляции заполнят все пространство церкви и вовлекут зрителя в особую атмосферу. На выставке будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей – художника-модерниста Эмилио Ведова.

Тема 58-й Венецианской биеннале — изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется мировоззрение. Проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Stella Art Foundation посвящен художникам, которые предопределяют эти перемены, изобретают новые формы и нарушают существующие правила, готовя тем самым современников к новому этапу.

Эпоха Тинторетто — это время слома устоявшегося мировоззрения. Джордано Бруно, современник художника, предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше не является центром мироздания, но лишь частицей бесконечной Вселенной. В своем творчестве Тинторетто достигает ясности и цельности, динамического единения человека и пространства, которого не знали предшествующие эпохи. Он стремится вырваться из тисков традиций и авторитетов, найти новые идеи и способы их воплощения.

Главный герой работ Тинторетто — пространство. Это не только место, для которого создавалось произведение, но воплощенная в его живописи бесконечная вселенная. Подход Тинторетто революционен для его времени и близок современным медиахудожникам: на первый план в его творчестве выступает идея иммерсивности — погружения в пространство. Такого подхода придерживаются и художники, которые создадут четыре инсталляции специально для церкви Сан-Фантин.

Церковь Сан-Фантин в ее нынешнем виде была построена в XVI веке, а первые религиозные строения на этом месте датируются X веком. Сейчас она находится на реконструкции, после которой превратится в культурную площадку. Таким образом, выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое откроет широкой публике доступ в это монументальное сооружение. Экспозиционное решение выставки концептуально: работы художников будут показаны поочередно, заполняя собой все пространство и целиком завладевая вниманием зрителей.

ГМИИ им. А.С. Пушкина принимал участие в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале в 2017 году, тогда был представлен первый международный проект, созданный под эгидой направления «Пушкинский XXI», – «Человек как птица. Образы путешествий».

А также:

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО. КОЛЛЕКЦИЯ МИХАИЛА И ЕЛЕНЫ КАРИСАЛОВЫХ
25 февраля — 21 апреля 2019
Место проведения: Главное здание, 24 зал
Куратор: Ольга Тугушева, главный хранитель отдела искусства и археологии Античного мира

Античная коллекция Михаила и Елены Карисаловых формировалась на протяжении нескольких десятилетий. Первыми ее экспонатами стали бронзовые шлемы, которые собирала Ирина Ивановна Карисалова, мама Михаила. Преподаватель музыкальной школы, она, по словам сына, была человеком увлекающимся, «постоянно искавшим что-то новое». Именно она начала коллекционировать предметы прикладного искусства, живопись, мебель, заразив этой страстью сына. Сегодня античное собрание включает без малого 90 памятников: помимо шлемов в нее входят бронзовые перстни, расписные древнегреческие вазы и два скульптурных портрета.

На выставке будут представлены: 13 бронзовых шлемов мастеров Прикубанья и Северного Кавказа III–I  в. до н.э., 6 расписных глиняных ваз, 68 перстней, которые относятся к одному их самых распространенных в античную эпоху типов массивных бронзовых перстней со щитком, декорированным врезанным или рельефным изображением, женская терракотовая голова и мраморная голова философа эпохи Антонинов II в. н.э.

ЦВЕТАЕВ И ЮСУПОВЫ
Октябрь — декабрь 2019 года
Место проведения: Главное здание, Волхонка, 12, зал 25 , Римский зал
Кураторы: Савинская Любовь Юрьевна, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров

Выставка приурочена в 100-летию Государственного музея-усадьбы «Архангельское» и посвящена одной из страниц истории Музея изящных искусств, созданного по инициативе профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева на пожертвования от частных лиц. Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы-Сумароковы-Эльстон были членами-учредителями Комитета по устройству Музея изящных искусств, финансировали работы по копированию раннехристианских катакомбных фресок художником Фёдором Петровичем Рейманом в 1898–1900 годах и внесли пожертвования на строительство Римского зала музея, который при открытии в 1912 году носил имя их знаменитого предка, основателя семейного художественного собрания  князя Николая Борисовича Юсупова (1750–1831). Владея к началу ХХ века крупнейшим в стране частным художественным собранием, сами Юсуповы вынашивали идею создания в петербургском дворце на Мойке и в подмосковной усадьбе Архангельское частных публичных музеев. В 1920-е годы в результате национализации значительная часть картин и рисунков коллекции князей Юсуповых поступила в Музей изящных искусств в Москве, и в настоящее время многие юсуповские картины находятся в постоянной экспозиции ГМИИ.

На выставке будут представлены работы Ф.П. Реймана из серии 1900 года, фотографии и фотооткрытки известных петербургских и московских фотоателье, архивные материалы из отдела рукописей ГМИИ, архива Государственного музея-усадьбы «Архангельское», отдела рукописей Государственного Исторического музея, Российского государственного архива древних актов.

Информация предоставлена пресс-службой музея.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button