ВыставкиКультура

10 лучших произведений Нового времени из коллекции Пушкинского музея

Прежде мы уже писали о произведениях, созданных от времени Древнего мира до Раннего Нового времени. В данной статье мы выбрали 10 шедевров из экспозиции музея, с которых можно начать знакомство с искусством Нового времени.


  1. Аньоло Бронзино «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)», начало 1540-х гг. (Маньеризм)

Маньеризм возник в конце XVI-XVII вв. Часто его называют начальной стадией барокко, не выделяя отдельно. Удлиненность фигур и яркие цвета – типичны для мастеров-маньеристов.

Источник: https://pushkinmuseum.art/

Граф А. С. Строганов высоко ценил произведение придворного художника Медичи, Аньоло Бронзино, из собственного собрания. Там воплотились все свойственные для школы черты.

  1. Питер Пауль Рубенс «Вакханалия», около 1615 (Барокко)

Барокко возникло примерно в то же время (конец XVI-начало XVII в.), что и классицизм, однако было его противоположностью, отличаясь пышностью и динамичностью.

Питер Пауль Рубенс, чье имя у большинства ассоциируется с этим направлением, происходил из Фландрии. Оттуда он уехал учиться в Италию. Таким образом, в его живописи проявился синтез местной фламандской манеры и итальянского влияния.

По замечанию некоторых искусствоведов, Рубенсом воплощена распространенная во Фландрии трактовка торжества, как переходной стадии между осенью и зимой. Более того, установлено, использование зарисовок с античного саркофага из коллекции кардинала Альтемпса, сделанных в Риме.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Никола Пуссен «Великодушие Сципиона», 1640 (Классицизм)

С XVII в. становятся популярны идеи рационализма. В основе классицизма, возникшего именно в это время, лежит следование строгим канонам и подражание античному искусству. Никола Пуссен, стоявший у его истоков, написал «Великодушие Сципиона». Композиция строгостью напоминает творения древних авторов. Ее сюжет о римском правителе, после захвата Карфагена вернувшем прекрасную женщину Лукрецию ее возлюбленному. Все исполнено с помощью определенно соотнесенных в разных местах групп цветов, что является важной особенностью техники классицистов.

Классицизм существовал в течение двух столетий и, очевидно, живопись XIX в. значительно отличалась от творчества Николы Пуссена. Однако, если вы хотите узнать о начале и первых этапах существования, то не забудьте о важном мастере.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Рембрандт Харменс ван Рейн «Неверие апостола Фомы», 1655(Золотой век голландской живописи)

XVII в. принято называть «Золотым веком Нидерландов». Тогда в стране происходил расцвет во многих сферах жизни и культура не была исключением. Рассказывая об этом периоде, невозможно не упомянуть Рембрандта Харменса ван Рейна, чье творческое наследие многочисленно и невероятно разнообразно. «Неверие апостола Фомы» создано в течение пребывания в Амстердаме. На тот момент Рембрандт уже широко известен среди современников. Искусство работы со светом и тенью, одна из главных особенностей его картин, отмечено здесь.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Питер Клас «Завтрак», 1646 (Золотой век голландской живописи)

Термин «малые голландцы» применяют относительно голландских художников XVII в., писавших небольшие и детально прорисованные повседневные сцены. Существовало три основных жанра: бытовой жанр, натюрморт и пейзаж. Каждый из них обладал специфическими чертами.

Например, натюрморты не были единым жанром и подразделялись по изображенным предметам. Мастера из одной местности, как правило, работали со схожими сюжетами. Так, в Харлеме пользовались популярностью «завтраки». Среди харлемских нартюрмортистов, наиболее заметный Питер Клас. Сейчас выявлено очень мало фактов из его биографии. Тем не менее, высоко оценивается значение его деятельности на дальнейшее развитие натюрморта в Нидерландах.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Лука Джордано «Любовь и пороки обезоруживают правосудие», вторая половина XVII в. (Барокко)

Персонификация абстрактных понятий и обращение к мифологии свойственно для живописцев итальянского барокко. Чтобы понять основную мысль холста Луки Джордано необходимо прочесть энциклопедический труд о мифологии «Иконология» Чезаре Рипа. К нему обращались многие творцы той эпохи, когда хотели привести аллегории. Основываясь на сочинениях древности, писатель, кроме написания дефиниции, подобрал изображение умозрительным вещам.

Статьи в книге различаются и могут быть, как о конкретных характеристиках человека, так и об отвлеченных идеях.  Среди них упоминается правосудие. На полотне его олицетворяет женщина в белых одеяниях, сидящая на мертвом страусе. Она воспроизведена в точности по описанию из справочного издания. Справа от нее Амур, являющийся образом любви, а слева старец – так, изображены пороки.

К сожалению, «Иконология», весьма любопытна для интересующихся, до сих пор не переведена на русский язык. Однако если вы владеете итальянским или английским, то публикации есть в интернете.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто», 1744 (Рококо)

Рококо, характеризующееся сочетанием светлых оттенков и орнаментальностью, возникло в первой половине XVIII в. во Франции. Обычно его считают продолжением стиля барокко. Зачастую живописцы искали вдохновения в античных мифах. Кроме того, поведение героев очень часто намекало на намерение нарушить принятые нормы.

Историю о Юпитере, обратившемся в Диану, чтобы покорить нимфу Каллисто, воплощена Франсуа Буше. Неяркие краски (бледно-зеленый и голубой) и плавные линии — инструменты, создающие изысканность и утонченность. Однако, возможно, утверждать о принадлежности к направлению рококо не только, из-за техники исполнения, но и по смысловому содержанию. Мифические персонажи, запечатленные в неоднозначной ситуации, выглядят изящно, что характерно для творчества этого стиля.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Жак Луи Давид «Андромаха, оплакивающая Гектора» (эскиз), 1783 (Неоклассицизм)

Трактовка термина «неоклассицизм» различается в зарубежной и отечественной литературе. Если для специалистов из других стран это слово означает классицизм на поздних этапах развития (конец XVIII – первая треть XIX в.), то в России оно применяется, как обозначение художественного направления первого десятилетия XX в.

Узнать, что с точки зрения иностранных ученых, принадлежит к нему, можно, посетив Пушкинский музей. Там находится эскиз Жака Луи Давида «Андромаха, оплакивающая Гектора» (с оригиналом можно познакомиться в Лувре).

В ней нашло отражение подражание античности, интерес к которой в конце XVIII в. возрос, благодаря трудам о Древней Греции и Риме немецкого исследователя Иоганна Иоахима Винкельмана. Полотно посвящено фрагменту из «Иллиады» о гибели троянского героя Гектора в поединке с Ахиллесом. В двадцать второй главе Гомер описывает, как Андромаха, оплакивает смерть мужа.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Жан Франсуа Милле «Стога», первая половина XIX в. (Реализм)

Реализм появляется в XIX в. и ставит главной задачей отображение действительности такой, какая она есть. «Стога» можно увидеть в Галерее стран Европы и Америки (входит в состав ГМИИ). Авторство до сих пор с точностью не определено, однако приписывается Жану Франсуа Милле.

Источник: https://pushkinmuseum.art/
  1. Эжен Делакруа «После кораблекрушения (Барка Дон Жуана — мертвое тело бросают в воду)», около 1840-1847 гг. (Романтизм)

Соблюдавшие правила романтизма, в отличие от классицистов, уделяли внимание естественности, а также личности с ее чувствами и переживаниями. В этой связи использовались насыщенные краски и особая игра света тени. Одним из самых известных представителей является Эжен Делакруа. Его картина, по мотивам поэмы Дж. Байрона, находится в Галерее стран Европы и Америки.

Источник: https://pushkinmuseum.art/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button