Культура

Комикс-культура Москвы

Культура комиксов в России долгое время считалась чем-то чуждым: их можно было встретить либо в качестве сатирических стрипов в газетах, либо в детских журналах. Были и журналы, в которых публиковались истории с продолжением, плавно перетекающие из номера в номер. Но такая система долго не протянула, так как не имела четкой периодичности, да и спрос был не велик. Сегодня же ситуация стала лучше. Существует несколько десятков издательств, занимающихся выпуском переводных и отечественных комиксов. Часть из них базируется в Москве.

Основным фактором популяризации комиксов в России стал кинематограф и телесериалы. Именно благодаря буму супергеройских фильмов стал возможен выход множества переводных комиксов от крупных зарубежных издательств (Marvel, DC, Image, Dark Horse).

Интерес к комиксам не пришел в Россию исключительно в форме культуры чтения. Увлечение предполагало их коллекционирование, собирание различной атрибутики (от одежды с логотипом до фигурок персонажей), посещение различных выставок и мероприятий, на которых присутствуют авторы комиксов.
культура комиксов

История фестивалей комиксов в Москве начинается в 2002-м году. Впервые проводится «КомМиссия», организованный художником Павлом Сухих (известным как «Хихус») и Натальей Монастыревой. Изначально фестиваль позиционировался, как возможность для отечественных комиксистов познакомиться друг с другом, поддержка молодых и начинающих авторов, помощь издательствам комиксов в поиске своей аудитории, а на самом фестивале, помимо работ авторов, можно найти и торговую зону, различные лекции по созданию комиксов и аллею авторов – место, где любой автор комиксов (как профессионал, так и новичок) может представить свое творчество, пообщаться с фанатами и с коллегами-комиксистами. С тех пор «КомМиссия» проводится ежегодно.
КомМиссияС 2002-ого года многое изменилось. Во времена первой «КомМиссии» в России всего существовало несколько издательств, выпускающих комиксы (издательство «Комикс» занималось выпуском Marvel, серии о Симпсонах и Баффи, издательство «Ровесник» выпускало такие серии, как «Багз Банни», «Ген 13», «Скуби-Ду» и «Лига справедливости»). Вслед за увлечением комиксами росло и количество издаваемых серий, а также издателей, которые этим занимались. Были выпущены такие серии как: «Чужие», «Маска», «Хэллбой», «Чудо-Женщина» (изд. «Прайм-Еврознак»), «Город Грехов», «V значит Вендетта», «Хранители» (изд. «Амфора») и многие другие.

Продолжать можно долго. Чаще всего, издательства придерживались такого принципа издания: комикс выходил аккурат к фильму, который снят по его мотивам. Например, издательство «АСТ» и комикс «Особо опасен», который со своей экранизацией практически ничего общего не имеет, или «Амфора» и «Город Грехов» — комикс-первоисточник, выпущенный к премьере фильма.

Принято считать, что начало индустрии комиксов начинается с 2009-ого года, как раз с выхода графического романа «Хранители», чей тираж мгновенно разошелся в книжных магазинах. В 2010-м году в Российской Государственной Библиотеке Молодежи в Москве организован Центр комиксов и визуальной культуры, официально первая организация, занимающаяся изучением комиксов. Сегодня там проводятся лекции отечественных и зарубежных деятелей культуры. В том же году в центре Москвы открывается первый в России магазин комиксов – «Чук и Гик».
rA3EXUIBWF4
В России открываются новые издательства. Многие из них возникают в Москве. «42», «Зангавар», «Комильфо», «Bubble» и другие. Поначалу скептически принятые, «Bubble» быстро набрали свою аудиторию и сегодня являются одним из самых популярных издательств в России (одновременно выходит шесть серий комиксов), также они выпускают настольные игры, фигурки персонажей своих комиксов и другую атрибутику. У издательства «Азбука» появилось целое подразделение, занимающееся исключительно выпуском комиксов. Истории о Бэтмене, Супермене Флэше, Лиге Справедливости и других героях сегодня доступны в любом книжном магазине и в магазинах комиксов.
KIadHRQ7vtg

Количество самих магазинов в Москве тоже увеличилось: «28ой» (филиал одноименного питерского магазина комиксов, Bizarrebook, Кадр, Meanwhile, Rocket Comics (закрыт в 2015 году). Вслед за магазинами растет количество мероприятий, связанных с комиксами. Если «КомМиссия» была в первую очередь направлена на комиксистов, то другие конвенты направлены на более массовую публику, интересующуюся гик-культурой через комиксы и сериалы.
«EveryCon», «Мультифандомная Ярмарка», «ComXFest» и вот грядущий фестиваль «Moscow Comics Convention» — как понятно из их названий, ориентированы на максимально широкую аудиторию и представляют из себя своего рода ярмарку с развлечениями и редкими лекциями/анонсами. На каждом из подобных мероприятий можно найти магазины комиксов и атрибутики, косплееров (как обязательная составляющая всех подобных мероприятий) и различные конкурсы, которыми организаторы развлекают пришедших.

Есть два московских фестиваля, которые стоит упомянуть отдельно. Первый – «Хомякон», небольшой конвент, организованный издательством «Bubble» и прошедший в 13-ого марта 2016-ого. По сути, это тоже ярмарка с косплеерами, но она целиком организована одним издательством комиксов, большая часть аудитории пришла именно к ним, а после уже к магазинам и анонсам других издателей.
Второй фестиваль, который нельзя не выделить – «Comic Con Russia», мероприятие, которое с 2014 года ежегодно проводится в октябре в Москве вместе с «Игромиром». Представляет оно собой подобие западных «Comic Con»’ов: торговая зона, выступления всемирно известных звезд со сцены, зона автограф-сессий, косплей-шоу, стенды телеканалов/киностудий и прочее. В отличие от всех мероприятий, которые были упомянуты ранее, «Comic Con Russia» собирает больше ста тысяч человек.

«Бум комиксов» произошел в России в 2014-м году и продолжается до сих пор. Если раньше фанат комиксов мог приобрести всю выпускающуюся на русском языке продукцию, то сегодня он это делать не способен. Больше двух десятков издательств ежемесячно выкидывают на рынок около восьми-десяти книг, и фанат невольно оказывается перед выбором «А какие истории ему интересны больше?». На что он готов потратить деньги и без каких комиксов он мог бы обойтись? Тот же принцип и с фестивалями комиксов. Учитывая, что каждое из них в той или иной степени походит на другие, посещать все конвенты становится бессмысленно, и аудитории приходится выбирать, какие мероприятия действительно имеют смысл, а какими можно пренебречь. При этом, сейчас индустрия в таком состоянии, что человек, ранее не интересовавшийся ей, может влиться и найти что-то для себя.

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.
Back to top button