Вот уже 5-ый год подряд проводится фестиваль Форма. На этот раз местом проведения стал центр городской культуры Правда — промышленное здание бывшего печатного комбината.
Цель фестиваля — представить основные течения в современном российском искусстве, музыке и синтезировать их в единое пространство для создания макета окружающей нас действительности.
Важно то, что выставка носит экспериментальный характер: здесь нет кураторов, жанровых ограничений, определенной концепции расположения объектов. Вся среда выставки подразумевала свободное вовлечение пришедшего в диалог: абрис предметов, фантомы ушедшего мира мебели и уюта Анны Желудь; проект Елены Минаевой Она повернулась ко мне лицом, в которых неважен достоверный портрет человека, главное — ощущение от него; инсталляция Адам Гургена Петросяна — макет создания нового человека в век цифровых технологий; проект Твари Артема Дживаняна — высказывание на тему наличия агрессии потока информации ежедневно поступающего из социальных сетей, телевидения, печатных СМИ, важности найти в себе человека и оставить за собой право на внутреннюю свободу.
Значащей была уже самая первая инсталляция Славы ПТРК, вписанная в городскую среду: расписанная стена в виде газетного прилавка с руками, одна из которых выбирает, что из представленного взять, а другая — решает нужна ли ей эта информация.
Это наталкивает, не будет вычурным сказать, на мысль о том, что искусство — это не спам всем и каждому, а своего рода адресная рассылка, формирующая вокруг себя определенную аудиторию, способную его понять. Задача искусства — не объединить всех и каждого, а найти своего потребителя. С это задачей хорошо справлялись экскурсоводы на Форме-2016, рассказывая о каждом арт-объекте в деталях, они оставляли право выбора для каждого: пройти мимо или найти способ взаимодействия и разговора с арт-объектом. Каждый желающий может взаимодействовать с арт-объектами, как посчитает нужным: встать вкруг Розы По и принять участие в акции Быть, посвященной встрече человека с человеком, создать свою игру по новым правилам на инсталляции Double game Алексея Трегубова.
Музыканты играли фристайл, художники рисовали работы на арт-маркете, дизайнеры представляли свои коллекции по соседсту с перфомансом курса Муравицкого — то есть, арт-объекты были повсюду, не было критичного разделения на инсталляции и свободную площадку.
Поэтому Форма — это пространство художественной свободы.
Фестивали стали в своем роде ДНК летней Москвы. Можно смело сказать, что Форма вписалась в ее расписание и открывает для нас мир экспериментального искусства и музыки. Питаем надежды, что эта традиция продолжится и в следующем году, поэтому стоит позаботиться, чтобы быть в Форме.
А ты с нами?
Марина Ульянова