Работы художников «Без границ. Художники Донбасса»
6 декабря в рамках Недели «Таврида.АРТ» в Москве в Доме Молодёжи открылась выставка молодых художников из Донбасса. Выставка «Без границ. Художники Донбасса» призвана через искусство раскрыть мироощущение людей, оказавшихся в эпицентре геополитического противостояния. Проект в очередной раз доказывает, что именно творчество может стать настоящей опорой для человека в непростые времена, дать ему веру в светлое будущее.
Среди работ художников встречаются как абстрактные картины, так и очень личные. Для художницы Елены Мищенко из Донецка вдохновением для творчеством стала ее младшая сестра: «Мне было двенадцать лет, когда началась война в 2014 году. Я прекрасно помню день первого артобстрела своего района.Шла активная подготовка к распределительным экзаменам в лицее. В то лето очень часто отключали свет, иногда на несколько дней. А в ноябре у меня родилась сестра. Я надеялась, что всё закончится и она не узнает, что такое «активная фаза войны». 2022 год… Моей младшей сестре уже семь лет, и она боится темноты. В последнее время по причине попаданий в электро- и трансформаторные станции очень часто у нас дома нет электричества, впрочем, как и ещё в нескольких районах Донецка. Вечерами, когда свет долго не дают, я придумываю ей «сказки на ночь», чтобы как-то отвлечь от происходящего вокруг. Очень часто героями моих историй становятся мифологические персонажи народных сказок, исторические личности или образы из прочитанных книг. Со временем пришла идея создавать иллюстрации к рассказанным историям».
Ольга Урбанович, чьи работы также представлены на выставке, отмечает важность участия в образовательных проектах арт-кластера «Таврида»: «Война в каждом из нас. Каждый день мы боремся внутри себя. Каждый день мы делаем выбор. И оставаться человеком или пасть лицом в своих же глазах — выбор за нами. «Таврида» стала ярчайшим событием в моей жизни и я благодарна, что этот проект дал мне возможность выразиться. Ведь не важно, где ты родился, из какой ты страны и какого населенного пункта, если ты пойдешь за своей мечтой — можешь оказаться в той реальности, где все возможно».
- Алферова Ксения. «Саудаде» 2022.
Саудаде — одно из понятий национального самосознания португальцев, бразильцев, потерявшим ощущение счастья. Через эти образы художница выражает свою тоску по дому, по близким, по спокойным ночам без комендантского часа, по счастливой юности, которой не было и уже не будет. Ксения посвящает свою картину своему дому и людям, тем, кто уехал, и тем, кто остался.
2. Савина Римма. «Выживание» 2022.
Художница проводит тонкую параллель между людьми и медузами, где последние демонстрируют удивительную способность к сохранению своего вида в условиях стремительно изменяющейся обстановки океанских просторов. Они захватывают всё больше и больше пространства. Их популяция стремительно растет. Загрязнение для них не играет решающей роли, а скорее наоборот способствует захвату океанских просторов.
3. Маргарита Асташова. «Всадник» 2020
Эта работа — аллегория направленной агрессии. Стая крупных хищных птиц-падальщиков находится под четким надзором всадника, чье лицо скрыто под плотной безэмоциональной маской. Тсантса с чёрными глазницами на его голове — атрибут, подчеркивающий истинную природу и намерения главного персонажа картины.
4. Маргарита Асташова. «Титан(Алчевский металлургический комбинат)», 2022
На картине изображена урбанистическая эстетика, рожденная в клубах дыма крупнейшего промышленного предприятия Луганской народной республики. Этот комбинат — гордость региона и свидетель его непростой истории. На картине изображен Атлант — символ мужества и силы, олицетворяющий тружеников предприятия, их подвиг во имя металлургического будущего страны.
«И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках».
(Александр Городницкий)
5. Маргарита Асташова «Горшки с молоком» 2019
Горшок с молоком — символ наполненности и благополучия человеческой жизни. С помощью смешанной техники художница попыталась обыграть фрагмент старинной фрески, наподобие тех, которые иногда расчищают из-под слоя «налёта времени» в христианских храмах. Маргарита считает, что идея уважения к жизни каждого без исключения человека обязательно должна сохраниться и выстоять.
6. Бодров Илья. «Окно» 2021.
Каждый человек сам выбирает чем заполнить своё русское окно. Оно может быть как открытым, так и закрытым, но всегда остаётся русским. Работа написана на холстине, которую художник нашел у себя на чердаке, сохранив ее естественную текстуру, помятость. Подрамник, натяжка и грунтовка тоже делались художником самостоятельно: “Я нахожусь с холстом от начала до конца” — пояснил Илья.
7. Борисова Алëна. «Область», 2022.
Картина написана на образовательном заезде арт-кластера «Таврида.Арт» — «Арт-Маркет». В ней выражена боль всей Донецкой области, ранее богатой и процветающей, а сейчас разрушенной войной. Девушка измождённая, её тело и поза выражают страдания, которые она сейчас испытывает. В глазах пустота, тело напряжено. Для кого-то она только упала, для кого-то она готовится подняться, но факт, что она находится сейчас на грани, неоспорим.
8. Екатерина Галичая. «За бугром», 2022
Работа о надвигающейся из-за бугра угрозе. Она ещё далеко, но уже тянет свою пугающую лапу к мирно спящему поселению.
9. Екатерина Галичая. «Деревня», 2021
Деревня на дереве жизни. Этот образ передает связь поколений через прочные узы людей. Дерево даёт зарождаться потомкам и развиваться им, передавая опыт предыдущих поколений. Таким образом сохраняются традиции и история рода.
10 . Ольга Журавель. «Закат Из серии «Мое лето в Луганске», 2022
Каждый летний день художница запечатлевает и оставляет себе на память бескрайние донбасские степи, воспетые Чеховым, полевые цветы и камыши у реки, дождевые тучи, вечернюю тишину. Именно так и была создана серия работ «Мое лето в Луганске».
11. Александра Илюхина (Андреева). «Одиночество», 2022
Работа описывает состояние, характерное для многих жителей Донбасса, когда семейные связи рвутся, а знакомые, близкие и друзья уезжают.
12. Александра Илюхина (Андреева). «Уехать нельзя остаться», 2022
Работа навеяна ситуацией, в которой оказался знакомый художницы — житель Кировского района Донецка, после того как его квартира была повреждена попаданием снаряда в многоэтажный жилой дом.
13. Богдана Кацай. «Зимний сад» из серии «Природотерапия», 2022
Серия картин «Природотерапия» — попытка вернуть людям спокойствие, миролюбие и душевное равновесие — всё то, что многие люди Донбасса потеряли с 2014 года.
14. Татьяна Комендант. Диптих «Индустриальный Донбасс»
Диптих «Индустриальный Донбасс» говорит о том, каким был, какой есть и каким будет Донбасс. Со времён Юзовки, Сталино и современного Донецка регион остается промышленным, где особый колорит местности придают шахты и заводы.
15. Анастасия Лимаренко. «В Донецке мечтают о мире»
В Донецкой Народной Республике три цвета флага. Именно в этих цветах сделан плакат. Звездное небо с падающими звездами и надеждой на мир и красная земля в огне.
16. Елена Любимова. «Врата»
Фактурная картина «Врата» — символ перехода от старой жизни к новой, портал в новую реальность.
17. Елена Мищенко. «Молодильные яблочки» из серии «Без света», 2022
Художнице было двенадцать лет, когда началась война в 2014 году. И она прекрасно помнит день первого артобстрела своего района: «Я готовилась к распределительным экзаменам в лицее. В то лето очень часто отключали свет, иногда на несколько дней. А в ноябре у меня родилась сестра. Я надеялась, что всё закончится и она не узнает, что такое «активная фаза войны». 2022 год… Моей младшей сестре уже семь лет, и она боится темноты. В последнее время по причине попаданий в электро- и трансформаторные станции очень часто у нас дома нет электричества, впрочем, как и ещё в нескольких районах Донецка. Вечерами, когда свет долго не дают, я придумываю ей «сказки на ночь», чтобы как-то отвлечь от происходящего вокруг. Очень часто героями моих историй становятся мифологические персонажи народных сказок, исторические личности или образы из прочитанных книг. Со временем пришла идея создавать иллюстрации к рассказанным историям».
18. Ирина Синда Даа (Васиканцева Ирина). «Станция: «Донбасс», 2014
«К концу 2014 года мой город, как и многие другие города Донбасса, опустел. Когда люди поняли, что конфликт не закончится быстро, а угроза жизни только увеличивается, они стали уезжать в поисках нового дома. У кого-то были сбережения, родственники, работа, а кто-то остался в прямом смысле под открытым небом, радуясь, что удалось выжить. Покидать свой дом, с которым связано много воспоминаний, не говоря уже о финансовых вложениях, место, где тебе было спокойно и уютно, где каждый район и соседи знакомы — это очень тяжёлое чувство. Кому-то приходилось уезжать всего с одной сумкой, в которую сложили всё необходимое. Я собирала такой тревожный чемодан и уезжала три раза, думая, что не вернусь, и точно могу сказать, что это совсем не просто уместить там лишь немногое, что тебе дорого из материального мира. На картине изображена девочка с чемоданом, ожидающая транспорта на разбитой платформе вокзала. На заднем плане можно увидеть женщину с двумя детьми, которые уже устали ждать тот самый воздушный самолётик»
19. Ирина Синда Даа. «Сирены», 2022
Сирены — существа, которые жили в море на скалистом острове и обладали магической способностью приманивать своим пением проплывающих мимо путников. Несмотря на то, что после встречи с Одиссеем они погибли, история осталась, равно как и название. Сирены, как правило, не сулят ничего хорошего. В нашем мире они, конечно, никого не губят, но предупреждают о приближающейся опасности.
Самое лучшее, что может произойти в данной ситуации — это обнаружить, что сирена поёт не для тебя. Когда понимаешь, что этот частный случай тебя не касается, выдыхаешь облегчённо.
20. Дарья Трошкина. «Почём весна», 2021
Работа о первых ощущениях весны, об ассоциациях и образах. Концепция построена на контрасте форм, цвета, линий и фактур. Композиционное решение с использованием чётких линий и форм подчёркивает контраст мужских, грубых, угловатых фигур «продавцов весны» с хрупкими, нежными, звеняще-яркими цветами мимозы — символом природы и весны.
21. Урбанович Ольга. «Автопортрет глазами Вселенной», 2017
Работа была создана в непростой жизненный период. На художницу повлияла война и семейная ситуация. Картина олицетворяет сильные душевные переживания момента.
22. Шабанова Аделина. «Все, что осталось», 2020-2021.
Птица летает не только ночью, но всё равно приходится выходить из дома в поисках еды и воды. Иногда это слишком дорого стоит.
23. Шабанова Аделина. «Незванный гость», 2020-2021
Вся семья собирается после работы и школы за обедом в уютной столовой. Последние недели всё было хорошо, и они почти забыли о розовой ужасной птице, которая нападала ночью. Сейчас день, и её никто больше не увидит.
24. Шабанова Аделина. «За картошкой», 2020-2021.
В деревне есть подвалы, в которых хранятся овощи со своего огорода, банки с вареньем, компотом, остужается парное молоко. Там нет красных дорожек, а только холодный пол, сырость и земля с паутиной на тусклой лампочке. Но даже такие апартаменты подходят, когда нет выбора.
25. Шабанова Аделина. «В поход», 2020-2021
Собираясь гулять по лесу в поиске ягод, нужно быть внимательным и аккуратным.
26. Шабанова Аделина. «Отдых», 2020-2021
Интересно, эта птица устает от своих дел?
27. Шабанова Аделина. «Ночью никто не спит», 2020-2021
Работающие до поздней ночи зайцы застигнуты врасплох. Усталость отступает на задний план и забывается, наступает резкое напряжение и попытка спрятаться, спасти плоды своего труда, себя и свою семью. Но этого будто никто и не видит.
28. Шабанова Аделина. «И здесь», 2021-2022
В назначенное время — любимая передача, за просмотром которой семья может собраться и отдохнуть. Резкое включение другого, совсем не любимого, канала, который невозможно изменить, он включается внезапно.
29. Шабанова Аделина. «Прятки», 2020-2021
Затаив дыхание и сжавшись в комок, нужно обязательно подумать, что это не может произойти. Нужно говорить это каждый вечер, и всё равно это не сработает.
30. Шабанова Аделина. «Звонок», 2021-2022
Поход в школу — мучение для ребёнка, но сегодня радость — уроки закончатся раньше. И непонятно, нужно ли будет идти туда завтра.
31. Толоконникова Наталья. «Натюрморт с гранатами», 2022
Привычный донбасский натюрморт с гранатами.
32. Толоконникова Наталья. «Донецкие розы», 2022
Автопортрет, посвященный Донецку, который называют городом миллиона роз.В руках у дончанки новый символ города — букет роз и оружия. В воздухе витает только один вопрос, который звучит, словно молитва: «Господи, спаси и сохрани, ок?!».
33. Васильева Ирина. «Столкновение интересов», из серии «Мой город», 2021.
Работы выполнены в стиле мистического реализма, что позволяет не просто передавать знакомые городские пейзажи, но и вводить в них размышления, чувства, переживания и чаяния художницы. При этом зритель может находить свои интерпретации.