ИнтервьюКультура

Культурный взгляд на общество от Александра Солонкина

Сегодня в культурной сфере затрагиваются многие вопросы. Прослеживается тренд на кадровое омоложение в среде государственных служащих и управленцев. Всё больше становится грантов для людей, которые хотят реализовать культурные и проекты в креативной индустрии. Остро затрагивается вопрос как сделать актуальным традиционную культуру для молодежи.


Редакция СМИ «Типичная Москва» встретилась с Александром Солонкиным — председателем Экспертного совета по культуре Молодежного парламента Государственной Думы ФС РФ и президентом общественной организации МОО «Независимая Молодежь». В ходе беседы затронуты вопросы о культурном коде современной молодежи, какой сейчас имидж современного, молодого чиновника и какие ошибки допускают те, кто хочет получить грант на реализацию проекта в культуре.

Типичная Москва: Каким вы видите культурный код современной молодежи?

Александр Солонкин: Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позволю себе начать не с позитивной ноты и процитировать недавнее выступление Марии Шукшиной. Россию сегодня поразил вирус бескультурья. Вирус бескультурья гораздо опаснее модного нынче коронавируса. Опаснее тем, что от него никто не умирает, но невидимым глазу образом выкашивает он целые поколения. Без духовно-нравственной основы не может устоять ни одно государство, ни одна империя, ни одна цивилизация. Исторических примеров тому масса. Отсутствие совести, нравственности, национальных героев (вернее, они есть, но их имена лучше в культурном обществе не упоминать), отсутствие морали ведёт к необратимым процессам, к деградации нации. Культура речи, культура общения убиваются на глазах.

А моё глубокое убеждение каким должен быть культурный код — это синергический эффект почитания традиций предыдущих поколений и развитие в нашей стране креативных индустрий. Только так можно без лишней бравады и милитаризма укреплять среди молодежи твердое ощущение гордости за свою страну и противостоять информационной пандемии, поразившей умы молодого поколения.

ТМ: Как актуализировать традиционную культуру для молодежи, в противовес маргинальных веяниям моды и культуры?

А.С.: На данный момент времени мы видим, что Правительство не просто обратило внимание на то, какие ресурсы нужно направлять в культуру, но и четкое сегментирование по отраслям. Ежегодно наращивается ресурсная база, грантовая составляющая, подготовка специалистов на всех уровнях. Поэтому мы видим появление таких программ, как земский работник культуры. Эта программа рассчитана на 6 лет. С 2021 по 2024 годы за счет средств госпрограммы «Развитие культуры» планируется привлечь более 6 тысяч специалистов. Это позволит укрепить кадровый потенциал на 68% от общей потребности в кадрах малых населенных пунктов. Еще 3 тысячи специалистов будут привлечены в период 2025–2026 годов. На реализацию программы понадобится дополнительно порядка 8,2 млрд рублей. Важнейшим треком является укрепления института наставничества. Для того, чтобы молодые и активные ребята возвращаясь с федеральных форумов, Тавриды, Сенежа, Машука, Территории смыслов, Дигории могли продолжать свою деятельность на постоянной основе, в последствии становясь уже сами кураторами в своих регионах. А такие мероприятия как РКН – Российская креативная неделя показывают какой огромный потенциал нам всем вместе еще предстоит развивать в стране, с талантами у нас недостатка нет. За что отдельно низкий поклон Марии Николаевне Абрамовой – руководителю Роскульцентра. Это большой профессионал и патриот своей страны, всецело отдающийся общему делу, как раз возвращаясь к Вашему вопросу, как актуализировать традиционную культуру? Собрать вокруг себя такую сильную команду это нужно уметь!

С талантами у нас недостатка нет

ТМ: Нужно ли поддерживать блогеров, которые создают светлый и позитивный контент, но имеют мало внимания к себе. И как эту поддержку сделать системной?

А.С.: Вообще с учетом того, как стремительно идет развитие различных цифровых сервисов, все уже пора конечно привести в правовое русло. При этом при всем мы с Вами знаем как наша блогосфера старается быть независимой. Это похоже на даркнет во всемирной паутине, у которого начинается аллергия на любые попытки контроля отрасли со стороны государства. Как раз несколькими днями ранее крупнейшие интернет-компании РФ объявили о создании Альянса по защите детей в Сети.

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян сообщил, что Альянс разработает курс для детей, родителей и педагогов по цифровой грамотности. И вот тут как раз и должен появиться не просто регулятор и цензор, а нужно развивать цифровую экологию и экосистемы созидания. Мы видим какие метастазы идут от треш стримеров, пранкеров и иных представителей контент-комьюнити, претендующих на звания лидеров общественного мнения. Уверен, в ближайшем будущем мы увидим целые факультеты по подготовке кадров в блогосфере и, вполне возможно, кодекса этических норм. Пока мы наблюдаем карнавал распущенности.

ТМ: Расскажите, кто может стать партнерами вашего Экспертного совета по культуре? Какие критерии отбора и формирования состава совета?

А.С.: Касаемо партнерства скажу максимально просто, мы открыты к любому диалогу, это не закрытая структура и не кружок по интересам. Молодежный парламент всегда давал возможности высказываться всем неравнодушным людям предоставляя свои площадки и поддерживая инициативы и проекты, направленные на развитие гражданского общества. Для этого и были созданы в том числе экспертные советы помимо культуры, совет по предпринимательству, который курирует Алексей Кулинич, по законотворчеству — Дмитрий Матюшенков, по блогосфере и взаимодействию со СМИ — Артем Бассараба.

Вторая часть Вашего вопроса для меня наиболее принципиальна. Критерии таковы, что нужно быть созревшей личностью, без звездной болезни и гордыни, и четко отвечать в первую очередь себе при подаче заявки: «Для чего я иду в совет? Что я могу полезного сделать конкретно для своего города, региона, страны?»
Как было сказано ранее в легендарной советской картине «Афоня» режиссера Георгия Данелии: «Родину любить, это Вам не березки целовать». Не быть популистом, но чтобы ваши слова сходились с делом, не только в теории, а на практике. Результат нужно измерять не красивыми лозунгами «За все хорошее, против всего плохого», а тем, что могут ощутить на себе окружающие.

ТМ: Каким на Ваш взгляд должен быть имидж современного и молодого чиновника (можно в культуре)? Огромное влияние имеют социальные сети, репутация, нетворкинг. Но все ли «новые» чиновники обладают данными компетенциями?

А.С.: Я бы с Вашего позволения поправил сам вопрос, его формулировку. Всё-таки термин «чиновник» особенно у молодежи воспринимается отрицательно, как нечто далекое от народа. Это уже как имя нарицательное. Поэтому, когда мне задают вопрос о том, чем я занимаюсь, то отвечаю — государственным строительством. В скором времени мы запустим один из проектов, который как раз отвечает духу времени. ОСП – образ современного политика. Это молодой человек, девушка, который ежедневно занимается саморазвитием, спортом, показывает своим примером, что оказывается можно быть в системе и при этом не испорченным безликим винтиком. Эта мысль у меня зародилась в прошлом году, когда я бежал по стадиону в своем родном городе Кашира. Сначала мы запустили ППП (прим.: прививай полезные привычки), убедившись, что после двух потоков, что на это есть запрос. Можно сколько угодно подвергать критике любые персоналии, фракции, партии. Но, не лучше ли показать нам самим, каким нужно заражать примером? А про социальные сети, нетворкинг, репутацию – то уже сейчас происходит трансформация всего кадрового потенциала страны. Посмотрите, как сейчас, изменится состав Государственной Думы. Вот Вам и ответ. В обществе созрел запрос не просто о ротации в управленческих структурах, а на новую искренность!

ТМ: Развейте мифы о сложности получения грантов в культуре. Топ-5 ошибок людей, пишущих гранты и получающие отказы. В чем кроется секрет?

А.С.: На этот вопрос лучше меня ответил бы мой заместитель Андрей Спасибин, который как раз приезжал выступать на РКН и Маркет вакансий в культуре (прим.редакции: мероприятие было организовано командой Типичной Москвы) и был приятно удивлен той энергетикой и отдачей от публики. За что сердечно благодарим Вас за приглашение.

Он отвечает в совете за гранты, их упаковку, сопровождение и тд. Секрет прост – нужно быть максимально ленивым человеком, чтобы в наших реалиях ничего не выигрывать. Такое количество конкурсов, премий, программ, возможностей, что для этого в Экспертном совете по культуре выстроена целая система. Только в первый поток приема заявок во вновь образованный Президентский фонд культурных инициатив от нас было подано свыше 30 проектов.

Топ 5 ошибок:

  1. Без команды ни один лидер не может называть себя победителем по жизни – это как девиз, можете в гранит выливать;
  2. Каждый раз когда вы думаете, что изобрели какое-то ноу-хау, и такого нигде нет больше на свете, пофорсите поисковые системы, будете приятно разочарованы, что как минимум есть еще 10 кейсов спойлеров схожие с вашим, это благо научили в фонде ФРИИ, когда мы молодые и наивные считали себя Энштейнами;
  3. Учиться воспринимать критику и возвращаться в начало пути, эгоизм – ваш враг;
  4. Достойно проигрывать, чтобы стать сильнее, а не опускать руки от злобы и больше не предпринимать новых попыток на победу;
  5. Нужно бежать не за деньгами, мотивация должна быть в признании. Сумма закончится, а заслужить кредит доверия стоит дороже любого чека.

ТМ: Волонтерство в сфере культуры имеет высокий потенциал для развития кадрового потенциала молодых людей. Какие советы молодежи вы могли бы дать?

А.С.: Волонтерство – это тренд, как в свое время пионерия или октябрята. Моя философия такова: я никогда никому не даю советов, только подсказки, а вот воспользуетесь ли Вы ими или нет – это уже будет на Вашей совести. Поэтому нужно слишком любить жизнь и всегда смотреть вверх, Ваша путеводная звезда будет гореть ярко и вести Вас на самые сложные задачи, высоты, цели, миссии. Нужно быть «жадными» до событий.

ТМ: Куда на Ваш взгляд идет российская культура и какие вызовы стоят перед обществом?

А.С.: В самом начале нашего разговора мы затронули этот термин, давайте его раскроем. Путь который нам сейчас открывается это самоидентификация креативного общества. Это ключевой драйвер развития регионов, экономики, самореализации молодежи, появлении новых отраслей в бизнесе. И вот основные сектора:

  1. Исследования и разработки, в том числе в сфере организации социальных, технологических и экономических систем (R&D);
  2. Архитектура, урбанистика и организация общественных пространств;
  3. Дизайн, включая графический, промышленный, а также дизайн цифровых систем;
  4. Мода;
  5. Производство кино-, анимационной и иной видеопродукции;
  6. Музыка и саунд-дизайн;
  7. Исполнительские искусства, театр и фестивальная деятельность;
  8. Литературная и издательская деятельность;
  9. Изобразительное, визуальные искусства (арт, изобразительное искусство, народные художественные промыслы и ремесла, декоративно-прикладное искусство);
  10. Разработка программного обеспечения, компьютерные игры;
  11. Детские игры и игрушки;
  12. Медиа, журналистика, производство рекламы, телевизионных, радио и интернет-вещательных программ;
  13. Гастрономия;
  14. Образование в креативных индустриях.

ТМ: Компетенции в культуре. Расскажите, что нужно молодому специалисту в культуре?

А.С.: Мы сейчас живем в эпоху четвертной промышленной революции. Читайте Клауса Шваба. Сейчас вы можете иметь хоть несколько высших образований и при этом быть не востребованными. Как говорит Митио Каку в своих книгах «Физика невозможного» или «Гиперпространство» — основная проблема сегодняшней системы образования и большинства вузов, это то, что они учат профессиям вчерашнего дня. Поэтому главной компетенцией для молодых специалистов должно стать именно осознание того, что учиться нужно постоянно расширяя горизонты своих возможностей и профессиональных навыков. «Быть пластинами»,- как говорил Брюс Ли. Быть в трех состояниях воды: жидком, твердом, газообразном. Время ускоряет свой ход. Не бойтесь изменений, даже если еще вчера для Вас что-то казалось догмой, сегодня это уже может стать ахиллесовой пятой.

Не бойтесь изменений, даже если еще вчера для Вас что-то казалось догмой, сегодня это уже может стать ахиллесовой пятой.

ТМ: Лучшие проекты в сфере культуры на ваш взгляд.

А.С.: Они еще не созданы. Все впереди. Нам с Вами только предстоит их совершить…!

Анастасия Евдокимова

Культуролог. Люблю театр, ретро стиль, интересные культурные события Москвы
Back to top button