Места МосквыРекомендуемый

Аудиогид от Сергея Лазарева по Москве для велосипедистов

Велосипедный̆ бренд Electra при информационной̆ поддержке СМИ «Типичная Москва» представляет выпуск аудиогида по Москве из серии Electra Культура.

Наш герой – популярный̆ музыкант и шоумен. Он дважды представлял Россию на международном песенном конкурсе «Евровидение», а с 2007 года ведущий̆ ежегодного фестиваля «Песня года» — Сергей Лазарев.

В маршруте, который стартует с Тверской улицы, — 23 точки, проехать которые на велосипеде получится за 25-30 минут, а завершится прогулка в сопровождении известного музыканта у Библиотеки имени Ленина.

На протяжении всего маршрута коренной москвич Сергей Лазарев будет рассказывать интересные факты о Москве, а также делится личными историями и любимыми местами в городе. 

Погружение в мир поэзии и театра начинается с первых минут аудиогида. У памятника Владимиру Маяковскому Сергей Лазарев зачитает отрывок из поэмы «Хорошо!», а проезжая по Тверской улице слушатели заново познакомятся с Электротеатром Станиславского, Центральным музеем современной истории России, городскими усадьбами и знаменитыми зданиями ТАСС, МХАТ и многими такими знакомыми и одновременно далекими памятниками архитектуры столицы России. 

Слушайте и гуляйте по Москве вместе с новым авторским путеводителем от ярчайших людей̆ современности, рассказывающих интересные факты о московской архитектуре и истории, а также немного о своих любимых местах любимого города.

Маршрут с Сергеем Лазаревым по Москве:

От Маяковской до Библиотеки Ленина

«И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
моё Отечество,
Республику мою!»

Пересекаем Маяковский тоннель, и двигаемся к следующему, посвященному поэту месту. Метро «Маяковская» была спроектирована архитектором Душкиным, станцию высоко оценили в архитектурных кругах. Почти сразу после постройки, в 1939 году, она была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 

Изначально станцию собирались назвать «Триумфальная площадь», но незадолго до того Лиля Брик пожаловалась Сталину, что стихи Маяковского плохо расходятся. Тогда, фамилию поэта начали повсеместно продвигать. На карте Москвы появились переулок Маяковского (вместо Гендрикова переулка), площадь Маяковского (вместо Триумфальной) и метро «Маяковская». В 1992 году площади вернули историческое название, другие же два места до сих пор есть на карте. Станция имеет два наземных вестибюля, один из которых встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского, где проходят музыкальные фестивали, концерты академической музыки, поэтические вечера и спектакли. Всего проводится около 300 концертов в год, которые ежегодно посещают более 350 тысяч человек.

Тверская улица 

В 14 веке от Кремля в Тверь проходила Тверская дорога. В 17 веке улица Тверская стала главной, а еще через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу — Санкт-Петербург. Как самая старинная и оживленная она оставалась и главной дорогой столицы. По этой дороге из Санкт-Петербурга в Кремль въезжали цари. В 18-19 веках здесь строились самые лучшие дома, магазины и гостиницы. Для проведения народных процессий и парадов в 1792 году перед домом генерал-губернатора была построена Тверская площадь. Здесь же была проложена «конка» — первая линия конной железной дороги. 

Электротеатр Станиславский

Первой театральной точкой на нашем маршруте станет электротеатр Станиславского. Непривычное название вызывает много вопросов. На самом деле все очень просто. В 1915 году на Тверской открылся первый кинотеатр, который назывался «АРС». В то время кинотеатры назывались электротеатрами. Приставка «электро» (как и логотип со светящейся лампочкой), кроме отсылки к истории здания, символизирует свет, который театр будет нести зрителям. 

Тогда это был один из самых больших кинотеатров Москвы, в нём устроили оркестровую яму, два фойе и буфет, а зал был рассчитан на 900 зрителей. После революции в здании располагался Детский театр, затем ТЮЗ, а с 1950 года его занял драматический театр им. К.С. Станиславского. В Электротеатре проходят драматические и оперные спектакли, работает школа современного зрителя, организуются встречи с режиссерами и интерактивные игры.

Государственный центральный музей современной истории России

По соседству с электротеатром расположился центральный музей современной истории России. Перед нами небольшой, но яркий по своему оформлению дворец графа Разумовского.

Здание кирпичного цвета с белыми колоннами построил в стиле классицизма в 1806–1811 годах архитектор Адам Адамович Менелас. 

Граф Разумовский прославился не только своими военными подвигами, но и тем, что выиграл жену в карты. Во время карточной игры Голицын проиграл графу все деньги, которые у него были, но не желал останавливаться. Тогда Разумовский предложил поставить на кон жену в обмен на все выигранные деньги. После некоторого сомнения князь согласился. Граф Разумовский опять выиграл и увез Марию Григорьевну в свой дом. 

С 1831 по 1917 год в историческом здании располагался знаменитый Английский клуб, центр формирования общественного мнения русского дворянства. Здесь проходили политические дискуссии, джентльмены играли в карты и бильярд. Попасть в элитный клуб было очень сложно — своей очереди дожидались тысячи мужчин (женщин в клуб не допускали). Место освобождалось, если кто-то из его членов умирал, постоянно нарушал правила общества, или не отдавал карточный долг. Некоторые интерьеры клуба полностью сохранились до наших дней.

В 1924 году открылась первая экспозиция Музея революции СССР. В 50-х годах, когда отмечали 70-летие Сталина, в 17-и залах экспонировались подарки, привезенные из многих городов СССР и мира. Поэтому старожилы Москвы называют этот дворец музеем подарков.

С 1998 году музей переименовывают — он стал называться Государственным центральным музеем современной истории России, а белые каменные скульптуры львов, которые москвичи ласково величают котиками, стали его визитной карточкой.

Посетив музей современной истории, можно проследить за наиболее важными событиями в России в минувшие полтора века. Там представлены не только документы и фотографии, но и произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, а также различные предметы, принадлежавшие самым знаменитым людям нашей страны. 

Во дворе находится броневик времен Октябрьской революции 1917 года и артиллерийское орудие того же времени, принимавшее участие в обстреле Кремля в те революционные дни.

Пересечение метро Пушкинская и Тверская (описать площадь, перекресток)

Мы подобрались к широкому перекрестку. Здесь пересекаются сразу две станции метро “Пушкинская” и “Тверская» на расстоянии примерно 1,5 километра от Кремля и Красной площади.

Станции имеют выходы у пересечения улиц Тверская, Тверской бульвар и Страстной бульвар у Пушкинской площади. 

Станция метро “Пушкинская” входит в число самых загруженных станций Московского метро. Ежедневно она обслуживает примерно 400 тысяч человек, а станции образуют крупный пересадочный узел для трёх линий Московского метрополитена.

Мы сворачиваем с Тверской улицы и попадаем на Тверской бульвар, где в 1976 году появился Новопушкинский сквер. Его разбили на месте целого квартала домов, который был снесен. Именно здесь, у сквера на Тверском бульваре, был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.

Новопушкинский сквер, Тверской бульвар

Тверской бульвар является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность — 872 метра. История бульвара очень длинная и довольно неоднозначная. Первое его название было просто Бульвар. Считается, что его основали в 1976 году. Потом бульвар нарекли Тверским, по названию улицы, которая к нему примыкает. 

Первыми деревьями, высаженными на Тверском бульваре, стали березы, к сожалению, они не прижились, поэтому пришлось высадить липы, а затем еще и клёны, вязы, дубы, ели и туи. В скором времени Тверской бульвар стал одним из любимейших мест прогулок представителей московского дворянства. Здесь было большое число развлечений: работали фонтаны, были установлены мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи.

Тверской неоднократно воспевался и в прозе, и в стихах. Одним из таких сатириков-поэтов был князь Волконский, которого даже арестовали на месяц за его так называемые бульварные стихи. Кроме того, Тверской бульвар упоминается в стихах А.С. Пушкина, романах Л.Н. Толстого, рассказах А.П. Чехова, и книгах других писателей.

Пожар, поразивший Москву в 1812 году, не прошел для бульвара бесследно. Большинство построек по обеим его сторонам было уничтожено, а через сто лет он снова подвергся страданиям во время ожесточенных боев 1917 года. Столкновение между большевиками и юнкерами привело к многочисленным разрушениям. В конце бульвара сгорел дом, на месте которого в 1923 году установили памятник К.А. Тимирязеву.

В начале 20 века на Тверском бульваре стали проводить книжные базары, вошедшие в культуру города как добрая традиция. А в 1946 году архитектор В.И. Долганов стал инициатором реконструкции Тверского бульвара. Тогда были высажены молодые саженцы, появились новые скамейки. Гордостью бульвара стала чугунная ограда, созданная по проекту архитектора Г.И. Луцкого. 

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Мы приближаемся к Московскому драматическому театру имени А.С. Пушкина. В 2019 году исполнилось 105 лет со дня основания театра, именовавшегося раньше Камерным театром Таирова, который под новый 1915 год открылся на Тверском бульваре. Заслужив восхищение легенд зарубежной драматургии, которые часто приезжали сюда на премьеры, он просуществовал до конца 1940-х. Через 10 лет, в 1950 году, после нескольких месяцев капитального ремонта, Камерный театр был переименован в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Первой премьерой обновлённого театра стал спектакль «Из искры» по пьесе Ш. Дадиани о молодости И.В.Сталина. А поставленный в этом же году «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова с неизменным успехом идёт до сих пор!

Дом Голохвастовых (кратко), ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, филиал Дом-музей М.Н. Ермоловой

Впереди нас ждет красивое Побразное здание, представляющее собой разновременную постройку, центральная часть которой относится к началу 19 столетия. Первоначально владение на Тверском бульваре принадлежало представителям дворянского рода Голохвастовых. Старый усадебный дом, украшенный четырехколонным портиком, сильно пострадал во время пожара 1812 года и позднее был восстановлен.

Сразу после громозкой кирпичной постройки перед нами предстает аккуратный особняк, один из свидетелей старинной Москвы. Он гармонично вписывается в динамичную жизнь большого города и при этом хранит непередаваемый аромат истории. Мы у дома-музея великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой. 

При посещении Дома-музея время останавливается: после приобретения дома М. Н. Ермолова и ее супруг, известный адвокат Н. Шубинский, не меняли ни обстановки, ни цвета стен. Рекомендую посетить это уникальное, пропитанное театром место, где экскурсовод расскажет захватывающую историю о подлинной жизни в искусстве, которому посвятила себя знаменитая артистка. 

Поворот на площади Никитские ворота, Памятник К. А. Тимирязев

А сейчас будь внимателен, дорогой друг! Мы приближаемся к месту с историей – площади Никитских ворот. Здесь сходятся старейший из московских бульваров Тверской с Никитским, а также расходится Большая Никитская улица, ведущая к Моховой и Садовому кольцу. Название площади известно с 18 века. Оно связано с располагавшимися здесь Никитскими воротами Белого города. Название ворот произошло от Никитского монастыря, находившегося на Большой Никитской улице. В этой местности располагались слободы, где жили ремесленники, обслуживавшие царский двор.

Выезжаем на площадь, и видим главную достопримечательность Тверского бульвара — памятник известному ученому К.А. Тимирязеву. Ну что, рассмотрим, четную сторону бульвара?

ТАСС

Открывает чётную сторону Тверского здание бывшего ТАСС — телеграфного агентства Советского Союза. Теперь к названию добавилась аббревиатура ИТАР — информационное телеграфное агентство России. Восемь этажей выглядят как четыре за счёт того, что окна соседних этажей объединены бетонной рамкой в форме телевизионного экрана, что подчёркивает назначение здания. По легенде, изначально запланированные 20 этажей были урезаны до 8 по требованию М.А. Суслова, жившему напротив.

Доходные дома Корбковой, Геффе, Ламановой (рассказать, зачем вообще нужны были доходные дома)

Впереди нас ждет комплекс соседствующих доходных домов Коробковой, Геффе, Ламановой. Вообще термин «доходный дом» довольно неоднозначное явление. Раньше дома, которые были построены или перестроены по принципу многоквартирного дома, а квартиры и помещения в них сдавались в аренду, назывались доходными. Именно они положили начало эре многоквартирных домов. Сейчас квартиры в них принадлежат в основном жильцам-собственникам, хотя в начале 20 века практически каждая комната в доходном доме была арендованной.

Дом № 6 на Тверском бульваре больше известен как дом Коробковой. В 1902 году завершение строительства дома по заказу СанктПетербургского общества страхования стало событием для Тверского бульвара. Это был огромный шестиэтажный доходный дом, украшенный сверху башней-куполом, на котором восседал дракон. Решетки балконов, повисшие между эркерами, защищали крылья гигантских орлов. Оконные рамы были выполнены в виде паутины, а на фасаде дома нашли приют совы, ласточки и летучие мыши. Под карнизом тянулся вдоль фасада узкий балкончик, похожий на навесной мост над пропастью. Авторами проекта фантастического замка были А.Ф. Мейснер и А.У. Зеленко.

Во время боев 1917 года, которые развернулись на Никитской площади, на чердак дома упали артиллерийские снаряды. Начался пожар, который невозможно было остановить из-за непрекращавшегося обстрела. Сгорели все квартиры, жильцам ничего не удалось спасти. 

Когда бои закончились, на месте дома Коробковой стоял черный остов здания, пустыми окнами смотрящий на бульвар. Стены были изрешечены пулями, крыша со сказочным куполом обвалилась. Только кованые орлы по-прежнему простирали свои крылья, охраняя балконы.

В 1920 году в прежнем виде дом восстанавливать не стали. Сейчас бывший дом Коробковой выглядит как три отдельных здания. 

Далее идёт сплошная фасада доходных домов. Рыжий дом №8  — бывший доходный дом В.Ф. Геффе, построенный в 1910-м году, архитектором Н.Г. Лазаревым. Дом № 10 — Бывший доходный дом Н.П. Ламановой. Построен в 1908-м всё тем же — Н.Г. Лазаревым. Также является старым зданием ТАСС. 

Главный дом городской усадьбы О.И. Гарчиковой — П.П. Смирнова

Приближаемся к дому № 18 — бывшему особняку Петра Петровича Смирнова. Жилой дом в стиле модерн, реконструирован в 1901-1905 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Это один из ключевых памятников московского модерна и одна из самых известных построек архитектора Шехтеля. Объект культурного наследия федерального значения, сейчас используется  в качестве дома приёмов и торжеств.

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Летом 1897 года в ресторане «Славянский базар» состоялась историческая встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, длившаяся 18 часов. Именно тогда было принято решение о создании Московского Художественного театра и заложены основные его принципы. Театр стал центром культурной жизни того времени. Вокруг него группировались лучшие писатели, поэты и философы.

17 декабря 1898 г. состоялась премьера пьесы «Чайка». Именно эту дату В. Немирович-Данченко считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. Чехова, а «чайка» стала символом театра. Ее изображение по сей день украшает занавес МХАТ.

В 1919 г. театру было присвоено звание «академического», а с 1932 г. он стал называться «МХАТ СССР имени Максима Горького». Театр был признан образцом для остальных репертуарных театров страны, а Система Станиславского – единственно верной теорией сценического искусства. Начался период «омхачивания» советских театров.

В 1987 году Разрастание труппы театра, внутренние проблемы и кризисные социально-политические события привели к расколу МХАТ. 

Только под руководством выдающейся актрисы Татьяны Дорониной МХАТ продолжил работу в новом здании театра на Тверском бульваре. При Дорониной основой репертуара послужила проверенная временем русская, советская и зарубежная классика: пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького, М. Булгакова, А. Арбузова, В. Распутина, У. Шекспира, Б. Шоу. Большой заслугой театра в этот период стало сохранение в репертуаре единственных уцелевших постановок основателей МХАТ – спектаклей «Синяя птица» и «Три сестры». Особым успехом пользовались спектакли с участием Дорониной, которая с 2018 г. занимает почетную должность президента театра.

Поскольку это здание находится напротив театра Пушкина, любители иронии окрестили его театром Дантеса.

Бывшая усадьба И.Н. Римского-Корсакова и ресторан Пушкинъ

Впереди череда зданий под одним номером 26 — бывшая усадьба И.Н. Римского-Корсакова. Но  Иван Николаевич по сведениям из разных источников не был родственником знаменитого композитора. Видимо тогда это была достаточно распространённая в России фамилия. Зато у него было намного более важное качество — он год с лишним был фаворитом Екатерины II. 

В основании особняка были стены палат конца 17-го века. В 1890-е здание перестроили, а на первом этаже были открыты магазины, комнаты на этажах выше сдавались внаём. При советской власти здесь были коммуналки. 

В 1990-е была проведена реставрация, а в начале 2000-х здания усадьбы под предлогом реконструкции были почти полностью снесены, оставлены только фасады, выходящие на бульвар. Сейчас в зданиях расположились два известных ресторана – Турандот и Пушкинъ.

Поворот с Тверского бульвара на Тверскую улицу, дом под юбкой

Прощаемся с Тверским бульваром, и двигаемся дальше. Впереди у нас еще много интересного! Возвращаемся на главную улицу столицы. Тверская подготовила нам множество необычных мест. Перед тобой сразу возникает ансамбль жилых домов архитектуры Мордвинова — автора одной из семи сталинских высоток. Дом на Тверской 17 известен необычными башенками и ротондой, на которой возвышалась статуя девушки с серпом и молотом в поднятой руке. С тех пор в народе здание прозвали «домом под юбкой». 

Балерина «протанцевала» на ротонде до 1958 года. Со временем на скульптуре появилась трещина и её пришлось снять. Скульптура безвозвратно была утеряна, но сейчас москвичи активно обращаются во многие инстанции с просьбой вернуть балерину на ротонду. Возможно, когда-нибудь и мы сможем увидеть этот скульптурный шедевр.

Вообще же дома на Тверской — памятниками архитектуры не являются, но на них также стоит обращать внимание. Они выглядят довольно мощно и монументально. Как, впрочем, и большинство домов, возводимых в сталинскую эпоху — своей мощью послевоенная архитектура как бы отражала мощь Страны — Победителя. 

Здание Правительства Москвы на Тверской 

Ярким пятном в монументальной застройке стал дом №13. Его выстроил знаменитый московский зодчий Матвей Казаков для московского генерал-губернатора Захара Чернышева в 1782 году. После смерти графа, дом выкупила казна, и он стал резиденцией московских градоначальников. Отныне история здания на Тверской была неразрывно связана с личностями и биографиями градоначальников.

1930-е годы здание было одним из немногих, переживших тотальный снос старых построек на Тверской. Однако и ему досталось — в 1938 году при расширении улицы его перенесли на 13,5 метров внутрь квартала. Был поставлен мировой рекорд — здание передвинули всего за 41 минуту.

В послевоенные годы четырехэтажный Моссовет уж слишком робко смотрелся на фоне огромных сталинских домов по соседству, и по проекту Дмитрия Чечулина здание получило два дополнительных этажа, обретя современный облик. Сегодня здесь располагается московская мэрия.

Центральный телеграф

«Внимание, говорит Москва»! — так Юрий Левитан начал свое сообщение для москвичей о начале Великой Отечественной войны. Оно прозвучало в стенах Центрального телеграфа, которое ты сможешь увидеть через несколько минут. Здание было построено конце 20-х годов, к 10 летней годовщине Октябрьской революции в 1927 году. Угол здания выделен пятигранной башней, которую на уровне 3 этажа украшает стеклянный вращающийся глобус. Монументальное, благородных современных форм оно отлично вписалось в ансамбль улицы, и является объектом культурного наследия. Здесь располагались дикторские кабины Всесоюзного радио.

Оригинальное украшение дома — часы с колоколом. Их можно увидеть на углу здания со стороны Никитского переулка. Витражный циферблат, подсвечивающийся в темноте, находится на фасаде, а колокол установлен на крыше. Часы Центрального телеграфа прежде считались самыми точными, время по ним сверяли все телеграфы страны, и даже Кремль. Часовой механизм до сих пор находится в исправном и рабочем состоянии, а раз в неделю его заводят вручную.

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Соседом телеграфа стало здание зеленого цвета и причудливым декором — это театр им. Ермоловой. Мало кто знает, что основа у этого дома гораздо древнее, чем кажется на первый взгляд. В петровскую эпоху князь Григорий Федорович Долгоруков, построил дом с европейскими деталями на фасадах, в соответствии с архитектурной модой эпохи. В 1880-х годах фасад здания переделали по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского, а само оно надстроено – с этого времени здесь находился пассаж, принадлежавший купцам Постниковым. 

После революции место торговли заняло театральное искусство: в бывший Постниковский пассаж в 1936 году въехал знаменитый Театр В.Э. Мейерхольда, а с 1946 года здание на Тверской занимает Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.

Театр имени М.Н. Ермоловой — один из старейших в Москве. Начинал свою историю как передвижной театр без собственной площадки, каких было много, но вскоре обрел дом в самом центре города и любовь столичных театралов.

Пережив многолетнюю историю, в 1990 году труппа из-за внутренних разногласий распалась на два коллектива: Театр имени Ермоловой и Международный театральный центр имени Ермоловой. У каждого свой репертуар. Воссоединение коллективов произошло случайно, во время постановки очередного спектакля «Мария Стюарт», в котором роли нашлись для артистов из обоих коллективов. Окончательно оба состава снова стали одним театром в 2000-м. С 2012 года художественным руководителем театра является Олег Меньшиков — актер и режиссер, народный артист России. 

Поворот на Моховую улицу, метро Охотный ряд, ТЦ Охотный ряд, гостиница Националь

Моховая улица одна из самых центральных улиц Москвы. Свое необычное название улица получила в 17 столетии, благодаря располагавшемуся здесь Торговому ряду, основным товаром которого был мох для заделывания щелей в избах.

Мы буквально в паре метров от сердца столицы – Красной площади и Кремля. Охотный ряд не менее излюбленное место москвичей. Спустя столетия место сохранило свой первоначальный смысл – здесь все еще можно купить и продать товары. 

Изначально  Охотный ряд располагался на территории, которую сейчас занимает Исторический музей. До 17 века он представлял собой только три торговых ряда, лежащими параллельно реке Неглинке: Мучным, Житным и Солодовенным. Позже к ним добавился и Охотный ряд, куда местные охотники приносили пойманную в подмосковных лесах дичь на продажу. 

Постепенно московский торг разрастался, и стало не хватать места. В средине 18 столетия те ряды, что торговали съестным, перенесли за Неглинку. Так Охотный ряд переместился на то место, которое с ним ассоциируется и сейчас. 

После пожара 1812 года, как и многие места, что мы посетили за эту поездку, Охотный ряд сильно пострадал. На месте деревянных лавок возвели каменные, а престиж места стал повышаться. Охотный ряд стал ассоциироваться с московскими застольями, старинным хлебосольством, роскошными блюдами. Сегодня на Манежной площади все еще можно посетить торговые лавки охотного ряда, которые переехали в торговый центр и превратились в современные мосмаркеты.

Проехав метро, сразу видим знаменитый «Националь». Здание гостиницы построено в начале 20 века. Это уникальная гостиница, действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям.

Дом Жолтовского

Сразу за Националем дом, расколовший архитектурный мир пополам. Заинтригован? Тогда едем смотреть! Проект архитектора Жолтовского противопоставил классику архитектуре авангарда. Сама идея появления здания на Моховой вызвала бурные споры среди архитекторов тех лет. Тем не менее, именно он положил начало новому этапу в развитии советской архитектуры.

Здание включало разнообразные квартиры: от одно-до пятикомнатных. В верхних этажах были расположены двухуровневые квартиры. В каждой была предусмотрена комната для прислуги. Жолтовский тщательно продумал интерьеры вплоть до дверных ручек и оконных шпингалетов. Основные элементы оформления жилых комнат — это карнизы, наличники и двери. Все эти элементы по своим формам и приемам разительно отличаются от образцов, применяемых в обычной практике жилого строительства, потому как выполнены ручным путем. Высокое качество строительных и отделочных работ обеспечило присутствие Ивана Владиславовича на всех этапах строительства. Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, а до 1953 в нем располагалось посольство США.

Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского

Да, эта часть нашего маршрута так и пронизана важными культурными объектами, имеющими длинную и интересную историю. Прямо сейчас перед тобой государственный геологический музей имени Вернадского — старейший в Москве научный, образовательный и просветительский центр. В музее хранится одна из крупнейших в Европе коллекций минералов. Она пополнялась дарами крупных горных промышленников 18-19 веков — братьев Демидовых. Здесь постоянно ведется научная работа — специалисты изучают образцы минералов и редкие геологические артефакты, а также проводятся исследования в области геологии, недропользования и экологии. 

Музей открыт для детей и взрослых. Здесь можно посетить тематическую экскурсию, практическое занятие, лекцию, мастер-класс, научно-практическую конференцию и разноплановые семинары.

Церковь Татианы Великомученицы, памятник М.В. Ломоносову, факультет журналистики МГУ, библиотека МГУ

Прогулка по Москве, где не было истории про МГУ – не прогулка. Движемся к университетскому городку! 

Нас встречает домовой храм МГУ — Церковь Татианы Великомученицы. Долгое время здание храма использовалось не по назначению: здесь был и читальный зал юрфака, и клуб, и даже студенческий театр МГУ. Только в 1991 году впервые после «церковного молчания» здесь отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий. А уже через год в присутствии ректора В.А. Садовничего и мэра Москвы Ю.М. Лужкова, Святейший Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. Инициатива была поддержана ученым советом МГУ.

Как же без памятника великому сооснователю? Нас встречает Л.В. Ломоносов. Памятник установлен рядом со зданием факультета журналистики. 

В общем, комплекс Московского университета на Моховой занимает два участка по обеим сторонам Б. Никитской улицы. На левой стороне находится «новый» Университет (дом № 9), а на правой стороне – «старый» (дом № 11). С первых лет при университете были организованы типография, книжная лавка и библиотека. Университет издавал собственную газету – «Московские ведомости», а также литературный журнал «Полезное увеселение». Библиотека, открытая при университете, была общедоступной.

С 1884 г. и на протяжении 20 лет архитектором университета был К.М. Быковский. За это время под его руководством на территории университетского городка было построено множество самых разных зданий: библиотека, музей, аудиторные корпуса, жилые и хозяйственные постройки. Кардинальная реконструкция территорий Старого и Нового университета началась только во второй половине 1890-х гг., когда старые корпуса уже не отвечали требованиям разросшегося учебного заведения.

Перед нами главный корпус Нового университета, который сейчас занимает факультет журналистики. Он, как и все здания МГУ, несколько раз перестраивался. Сегодня это трехэтажное здание со строгим шестиколонным портиком. При реконструкции здания К.М. Быковский построил внутреннюю легкую парадную лестницу в итальянском стиле. 

Заключающим звеном композиции стала полукруглая ротонда Университетской библиотеки. Это одно из интереснейших зданий, спроектированных К.М. Быковским.

Окончание маршрута у Гостиницы Петергоф и станции метро Библиотека им.Ленина

Наш маршрут завершается у стен гостиницы «Петергоф», в здании которой когда-то снимал квартиру А.М. Горький с гражданской женой, а Серов рисовал свой знаменитый портрет писателя.

Надеюсь, что тебе было также интересно узнать столько невероятных фактов о Москве за эту самую простую велопрогулку. Увидимся на улицах любимого города! 

Дарья Юдкина

Внештатный автор в "Типичной Москве". Люблю культуру, искусство и столицу России.
Back to top button