Со 2 по 18 октября в Музее Москвы впервые представлен архив фотографий Сергея Челнокова. Попадая в выставочный зал, зритель полностью погружаетесь в атмосферу работ фотографа. Вы можете увидеть все сохранившиеся фотокарточки Сергея Васильевича, а так же некоторые его личные вещи, первые 3Dснимки и первый 3Dфильм. Каждая фотография обладает своей неповторимой энергией, накрывая волной эмоций.
Одна из его ключевых тем творчества Челнокова – это Москва. Художник стремился зафиксировать повседневные уличные сценки, городские происшествия и культурные мероприятия. Это и установка трамвайных путей, и открытие памятника Гоголю, и пожар в Малом театре.
Кроме того, выставлено большое количество работ, связанных с семьей Челнокова, друзьями и личными путешествиями. От этих снимков веет теплотой, спокойствием и уютом. Смотришь карточки, на которых задумчивая дочь Сергея Васильевича сидит у окна, и тебя охватывает приятная меланхолия. Или наблюдаешь, как на другой картинке семья фотографа собралась вместе и уютно расположилась на аккуратном крылечке; все улыбаются.
Конечно же, здесь также представлены фотокарточки из Порт-Артура, сделанные во время русско-японской войны. Запечатлены драматические картины последствий декабрьского вооруженного восстания в Москве. В зарубежных сюжетах представлена почти вся Западная, Центральная и Южная Европа.
Что же послужило тому, чтобы фотоархив Челнокова вышел в свет? В канун 90-летия начала Русско-японской войны издательство «Три квадрата» готовило к печати научный сборник, где должны были быть представлены малоизвестные карточки с обеих сторон фронта. Однако достать русские фоторепортажи того времени оказалось невероятно сложно, и по этому поводу в издательстве шло оживленное обсуждение. «Что за проблема?» — включился в разговор Дмитрий Новиков, совершенно случайно оказавшийся в это время в редакции. «Мой прадед в 1904 году был в Порт-Артуре и снимал город во время военных действий. Фотографии его целы» — проговорил он.
Удивительно то, что хрупкие стеклышки сохранились, пережив революцию, гражданскую войну, годы репрессий, кочуя из одной коммунальной квартиры в другую. «Архив является к нам из прошлого неким немым свидетелем, говорящем на своём беззвучном языке. Возможно, эта пелена молчания и позволила ему выжить, стать невидимым, и должно было произойти что-либо, вроде этого разговора в редакции, чтобы мы смогли его распознать».
Фотографии разрушенных зданий в 1917 году в Москве стали последними работами, сделанными Сергеем Васильевичем. В это опасное время фотограф принимает решение уехать за границу, и оставляется на Родине весь свой архив.
Видимо, Челноков был одним из тех фотографов, который запечатлел разрушения в Кремле, и эти снимки – вместе со всей общественно-политической деятельностью семьи Челноковых на фоне большевистского переворота – послужили причиной его стремительной эмиграции, во время которой фотограф и умирает, вдали от своей семьи.
На одной публикации фотоархива изучение творчества Сергея Челнокова не заканчивается, оно будет продолжено и в дальнейшем. Сегодня весомый внесенный вклад художника в искусство фотографии не подвергается сомнению.
Сергей Васильевич Челноков (1862-1924) — почетный гражданин. Происходил из известной московской купеческой семьи, которая была связана тесными взаимоотношениями с предпринимательской, политической и интеллектуальной московской элитой. Сергей Васильевич являлся директором правления московского товарищества на паях для производства строительных материалов «Шапошников, Челноков и Ко», директором правления московского страхового общества «Якорь» и членом Московской городской управы. Он был «фотографом-любителем», но, без сомнений, проявил себя как очень одаренный и интересный мастер.