КультураЛайфхаки

Гик-культура в столице: что нужно знать, чтобы чувствовать себя «в теме»

За последние несколько лет гик-культура в России сделала стремительный рывок в развитии, и сегодня ей уже сложно оставаться незамеченной. Комиксы, переводные и оригинальные, все чаще появляются в книжных магазинах (при том, что растет и число профильных магазинов комиксов). Также в начале октября прошел уже второй ежегодный фестиваль популярной культуры «Comic Con Russia, который посетило более 200 тысяч человек. В индустрии кино начинают появляться свои отечественные супергеройские проекты (например, «Защитники» Сарика Андреасяна). Но лучше обо всем по порядку.

гик-культура в столице

В России в связи с множеством факторов (от менталитета и до сложившейся политической ситуации в стране) становление гик-культуры было неровным и временами казалось, будто ее и вовсе не существует. Однако все изменилось с приходом теле- и кинопродукции, которая побудила общество узнать больше о героях фильмов и сериалов, что впоследствии и привело к массовому изданию комиксов о тех или иных персонажах.

Так что же такое гик-культура сегодня?

Наверное, самую важную роль в нынешнее время играет комикс-индустрия. В России на сегодняшний день существует около двух десятков издательств, выпускающих комиксы на русском языке. Часть из них выпускают переводную продукцию крупных зарубежных издателей («Азбука» издает комиксы издательства «DC», «Jellyfish Jam» издает комиксы издательства «Marvel»), часть из них издает комиксы менее крупных издательств («Комильфо», «XL Media», «Рамона»  издают комиксы от издательств «Image», «IDW» и других). Есть среди отечественных издательств и такие, кто занимается изданием авторских европейских комиксов («Бумкнига» и «Zangavar»), а есть и особняком стоящие такие, кто занимается чисто русскими комиксами (например, «Bubble»).

Стоит отметить, что ежемесячно в России выходит около десятка различных книг в любом формате: единичные выпуски (24-48 страниц), сборники в мягкой обложке (примерно 5-7 единичных выпусков), сборники в твердой обложке, а также артбуки, энциклопедии персонажей и целых вселенных и т. д.

В самом начале, когда издательств было мало, фанат комиксов в России мог покупать все, что выходило, потому что объемы выпуска новых журналов были гораздо меньше. Сегодня же выходит так много новых и продолжающихся серий, что среднестатистический читатель должен выбирать, что ему больше нравится, поскольку собрать все становится попросту невозможно.

При всем обилии комиксов, выпускаемых ежемесячно, пока что нельзя сказать, что среди изданного на русском найдется что-то для каждого. Среди всевозможных жанров доминирует супергероика (впрочем, как и на западном рынке) и инди-комиксы. Истории, написанные в других жанрах, издаются в меньшем количестве, и они практически неизвестны нашей публике.

гик-культура в столице

Еще одна важная часть гик-культуры — косплей. Сегодня среди молодежи (хотя и не только) появилась новая мода, суть которой заключается в том, что они сами шьют себе костюмы любимых героев комиксов, манги, аниме, фильмов, сериалов и т.д. и в таком виде появляются на конвентах или тематических выставках.

Косплей бывает разным. Есть уже готовые костюмы, которые можно приобрести через интернет (костюм Человека-паука, например), а есть и более интересные варианты, которые требует от косплеера немалого физических и материальных затрат. Например, на создание брони темной эльфийки нужно прибрести несколько различных видов ткани, пластик или другой материал для создания «доспехов», краску и всякие другие мелочи для украшения образа. Иногда на создание подобного костюма уходят месяцы, в течение которых косплееры по частям собирают свой будущий образ.

Иногда косплееры решают создать уникальные костюмы. Степень этой «уникальности» зависит исключительно от фантазии автора. На фестивалях популярной культуры можно встретить все что угодно: от зомби-версий имперских штурмовиков из «Звездных войн» до всем известного персонажа, например, Шерлока из одноименного сериала, но, допустим, другого пола.

гик-культура в столице

Кстати, о конвентах: в последние годы выставки в России проводятся регулярно, и в зависимости от уровня мероприятия меняется и его программа. Но существует ряд черт, которые остаются неизменны на любом конвенте:

  • здесь всегда есть комикс-шопы, продающие самые свежие русские издания и множество комиксов на английском;
  • здесь присутствует множество косплееров, как аккредитованных (чья работа ходить, позировать и фотографироваться с участниками конвента), так и любителей;
  • зачастую на подобных мероприятиях есть стенды фандомов, где можно поучаствовать в лотерее, проверив себя на знания любимой вселенной, пообщаться с фанатами и выиграть какие-нибудь призы;
  • встречи с авторами и издателями комиксов, как отечественных, так и зарубежных.

В России на сегодняшний день проводят множество конвентов. Из столичных городов тенденция к проведению подобных мероприятий распространилась по всей стране, но к числу самых крупных можно отнести московские («Comic Con Russia» и «Geek Picnic») и питерские («Ava Expo» и «Старкон»).

Конвенты привлекают фанатов не только возможностью пообщаться с теми, кто разделяет их интересы, но и тем, что на выставках можно получить скетчи и автографы от авторов комиксов, что высоко ценится среди коллекционеров.

гик-культура в столице

Коллекционирование – основополагающая часть гик-культуры, вокруг которой вертится все остальное. Собственно, это хобби существовало и до появления подобной культуры — люди собирали марки, значки, модели автомобилей и т.д. Однако гик-культура доводит коллекционирование до апогея. То есть, например, коллекционеры комиксов делятся на группы: кто-то собирает все появления/упоминания какого-то конкретного персонажа, кто-то собирает комиксы только в каком-то определенном формате, а есть такие, кто собирает по несколько копий одного и того же комикса с разными (вариативными) обложками.

Зачастую коллекционирование играет ведущую роль в жизни людей, побуждая их собирать больше, тщательнее, а порой и вовсе стараться всеми силами походить на любимых персонажей. Нередко у заядлых коллекционеров можно встретить целые стеллажи, забитые комиксами, или специальные шкафы под фигурки и скульптуры любимых героев. А есть и такие люди, кто собирает, например, элементы реквизита голливудских фильмов. Тогда квартира коллекционера превращается в выставочный зал или место «для своих», где человек, не интересующийся гик-культурой, мало что интересного сможет для себя найти.

В последние годы гик-культура стала действительно популярна. Сегодня все большее число людей выделяют в ней что-то для себя. В крупных городах становится больше фанатов, которые организуют конвенты, крупные выставки и встречи с авторами, позволяющие людям приобщиться к чему-то новому.

Автор: Денис Варков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button