ВыставкиКультура

Границы и горизонты

Советский и постсоветский пейзаж на выставках «Нисский. Горизонт» и «По краям» – искусство пауз и медленного взгляда. Ретроспектива классика советской живописи Георгия Нисского дает повод задуматься о судьбе пейзажной традиции в наше время.

Георгий Нисский «В пути», 1958-1964
Георгий Нисский «В пути», 1958-1964

«Что здесь? Небо… Я никогда не знал, что может быть столько неба сразу, в один присест… Небо надо мной всегда было стиснуто домами, сжато до овчинки, изрезано и разорвано салютами и провода́ми…»

Так говорил о своем «открытии» в 1960-х забравшийся на крышу мальчик из небезызвестного романа о советской Москве. Взгляд в даль, пронизывающий пространство и оставляющий горизонт где-то внизу…

О завоевании пространства, очищенного от всего лишнего, задумывались еще задолго до века больших скоростей. Стремление живописи выйти на просторы природы шло поступательно, как и художник не сразу вышел из своей мастерской, чтобы открыть ценности пленэра. Отколовшись от ренессансной картины, устранившись от покровительства «высокого» жанра (живописи исторического рода) в эпоху барокко, пейзаж овладел далеким пространством, создал иллюзию глубины. Было положено начало «чистому» жанру.

Гуаши Георгия Нисского на выставке в ИРРИ.
Гуаши Георгия Нисского на выставке в ИРРИ.

Несколько иной дорогой идет Георгий Нисский. С чем подошел художник к 1950-1960-м годам расскажут его работы гуашью. Найденная в них организация пространства имела решающее значение для картин. Пространство не было простым синонимом линейной перспективы, «пересчитыванием планов от носков башмаков до горизонта». Отвергая копирование натуры, он «сочинял» картину, создавая звучные сопоставления цветовых плоскостей в расчете на их эмоциональное воздействие – открытие сродни тем, что сделал его современник Марк Ротко в живописи цветового поля. Маленькие, но монументальные по своей сути гуаши Нисского выдержали бы увеличение до размера полотен Ротко, достигавших двух метров. Сравнение, которое, возможно, пришлось бы не по душе Нисскому, не любившему абстракции, однако подмечает общее в направлении поисков двух художников. Но кто действительно вдохновлялся абстрактным экспрессионизмом и нащупал свой путь в живописи не без наставничества Нисского – это Игорь Вулох. Художник, входивший в абстрактную живопись в 1960-1970-х годах со своими «пейзажами». Его присутствие на выставке обозначено двумя работами («Интерьер» и «Натюрморт») в пандан к живописи мастера. Вообще, образ художника кураторы выставки тактично достраивают с разных сторон. Собеседниками Нисского становятся Рылов, Рерих, Дейнека, Марке, и те, кого выбрали как «продолжателей» (Кирцова, Отдельнов).

Павел Отдельнов «МКАД», 2010
Павел Отдельнов «МКАД», 2010

Что в постсоветском пространстве избирают современные художники для своей живописи? Значимой частью выставки «По краям» (ВДНХ) стал зал с пейзажами Павла Отдельнова, Егора Плотникова, Евгении Буравлевой, Ольги Давыдовой, Марии Сафроновой… Проект посвящен исследованию окраинных территорий России. Увидеть повседневное медленным взглядом цейтраферной съемки – эта «оптика» как прием «остранения» позволяет Павлу Отдельнову посмотреть по-новому на нестабильный, распадающийся на части современный пейзаж. Важные темы для Евгении Буравлевой соединились в образе ее отца («Поле», 2017). В своих работах художник говорит о неустойчивом, «подвешенном» состоянии постсоветского человека. Словом, увидеть нашу повседневность с бо́льшим многообразием оттенков без деления на черное и белое, героев и злодеев, переосмыслив ценности утопичной Страны Советов еще предстоит нам всем. Пока же зрителю трудно будет не перепутать наше прошедшее с настоящим, если само пространство эти времена перемешало.

Евгения Буравлева «Поле», 2017
Евгения Буравлева «Поле», 2017

Выставка «Нисский. Горизонт»

  • Где: Институт русского реалистического искусства
  • Адрес: ул. Дербеневская, д. 7, стр. 31
  • Дата: до 27 января 2019

Выставка «По краям»

  • Где: ВДНХ, павильон «Оптика»
  • Адрес: Проспект Мира, 119
  • Дата: до 14 октября

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button