Лайфхаки

Искусство или вандализм?

Современное искусство учит ничему не удивляться. Оно, покоряясь своей постмодернистской эпохе, рушит границы между жанрами, стилями, формами, массовостью и элитарностью. Оно несёт в себе множество стилей, смыслов, споров, порой, неразрешимых. Например, таких: граффити – это современное искусство или вандализм?

граф4

 Кажется, отчего бы таким вопросам возникать в России сейчас, когда улицы многих городов заполнены красочными, остроумными и даже трагичными произведениями стрит-арта. Они, между прочим, выполнены в легальных местах.  Увы, случаются и линейно происходят события, которые заставляют вспоминать и опять рассуждать о «вечном».
Во время подготовки этой статьи, мы задали нашим респондентам вопрос: граффити – это современное искусство или вандализм? Ответы распределились следующим образом:

— 35% опрошенных выбрали — «современное искусство»
— 5% опрошенных выбрали  — «вандализм»
-60% опрошенных выбрали — «сложно ответить: зависит от места и содержания изображения»

За 8 месяцев этого года Московско-тверская пригородная пассажирская компания зафиксировала 356 случаев незаконного раскрашивания поездов. А на полигоне Октябрьской магистрали было совершено 227 актов вандализма, ущерб от которых составил 2,3 млн рублей. Отмеченные райтерами (граффитистами) поезда долгое время не выходят на линии. Приходится формировать запасные составы, а также увеличивать количество сотрудников по покраске. Всё это вызывает неудобство пассажиров из-за нехватки вагонов.граф8

Сотрудники РЖД решили играть по правилам райтеров: сформировали антивандальную бригаду художников-граффитистов, которые будут профессионально перекрашивать рисунки вандалов на объектах железной дороги.
граф5
В состав бригады вошли молодые сотрудники структурных подразделений магистрали Октябрьской железной дороги и студенты Петербургского государственного университета. Помимо экономического эффекта за счёт сокращения расходов, железнодорожники планируют с помощью тематических рисунков принимать участие в воспитании патриотизма молодёжи и пропагандировать здоровый образ жизни, сообщается на сайте РЖД.
граф2
Не вызовут ли подобные действия бунт среди райтеров, всё искусство которых пропитано нонконформизмом? Если поезда всё равно будут ездить с изображениями, не правильней было бы легализовать деятельность «незаконных художников», заключив с ними договор и задав нужную тематику?граф6

В московской практике таких случаев сотрудничества с райтерами не мало: это и покрас будок МОЭК и МОЭСК,  массовый покрас целых дворов по заказу ТСЖ,  помощь в оформлении детских садов и детских площадок, а также различные творческие проекты. В них участвовали даже профессиональные художники.
граф7Существует ещё один способ борьбы с вандализмом граффитистов на железной дороге — укрепление заборов и ограждений депо, массовое уничтожению граффити и усиленная охрана. Именно таким способ в конце 1970-х американские власти боролись с бомбингом (bombing — быстрое, количественное, зачастую незаконное, нелегальное граффити). И эта практика оказалась «удачной». Райтеры покинули метро и вышли на улицы города. Не все смогли смириться с подобной участью подчинения —  многие восприняли новые препятствия как вызов. Это привело к тому, что художники стали жестоко бороться за подходящие для райтинга места и контролировать свои территории. С этого момента для бомбинга физическая сила и количество человек в команде стали важны как никогда. Blade, Dondi, Min 1, Quik, Seen и Skeme были одними из самых заметных и влиятельных граффитистов той поры. Так закончилась эра привычного граффити в нью-йоркском метро.

Наверняка, наши райтеры, которые занимаются бомбингом сейчас, преследуют такие же цели, как американцы сорок лет назад. А цели просты – каждому художнику нужно самовыражение. Райтеры считают себя уличными бойцами, которые воюют на собственной войне и ждут от ночи интересных приключений. Они понимают, что при этом можно пострадать физически или сесть в тюрьму. И всё равно сейчас можно найти много сайтов, посвящённых райтерам и бомбингу в частности, где встречаются советы для начинающих.
граф10
Основные изображения, которые создают бомберы – это тэги, то есть они просто оставляют повсюду свои имена. Цель одна – создать как можно больше подобных тэгов. Можно ли поставить такое самовыражение на одну ступень с работами Бэнкси? Можно ли в этом случае считать граффити современным искусством?

Художница Софья Стаунэ считает, что: «Граффити является неотъемлемой частью современного города, его «голосом». Любая надпись, насколько бы искусно она была или ни была сделана, имеет потенциал быть искусством, так как является частью образа города, образа общества, этот город населяющего. Вот  там какой-то «Вася» любит какую-то «Катю», и все это интересно, — почему он решил написать это здесь, почему так, и почему мы можем встретить эти надписи в любом месте мира? Например, мне всегда было любопытно, почему людям так важно написать что-то типа «здесь был тот-то». По-моему, это жутко интересное явление.».

А режиссёр Андрей Меняев придерживается другой точки зрения: «Есть откровенное уродство, а есть очень красивые вещи. Но всё-таки я больше склоняюсь к тому, что граффити – это вандализм,  потому что мы живём в современном обществе, где всё должно быть согласовано. Важно, чтобы соблюдался общий интерес. Ибо даже если кто-то очень круто сделает граффити, просто шедевр, я допускаю, что он может быть просто не к месту. Или другой вариант: тематика близка автору, но не близка народу. А стены всё-таки общие и интересы всех должны соблюдаться».

Стиль граффити ведёт свою историю с начала XX века, он имеет различные подтексты: криминальные, социальные, политические. Но уже в начале своего развития этот стиль нашел отражение в работах художников: во многих произведениях Жоана Миро, Пауля Клее, Пабло Пикассо очевидно проявляется влияние техники граффити. Это, прежде всего, лаконизм, использование минимального количества графических элементов для создания композиции, резкая контрастность палитры. И многие искусствоведы, и культурологи признают граффити частью современного искусства.
граф9

Очень символично, что всё самое интересное в современном искусстве сейчас происходит на улицах. Более того, как это ни противоречиво, самое жизнеутверждающее, остроумное и ясное искусство можно отыскать на стенах зданий бедных кварталов, где жизнь абсолютно не кажется счастливой.

Автор: Анастасия Хасанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button