Культура

Наследие Рерихов: запутанная история

Художник, сценограф, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, мыслитель — всё это один человек, Николай Константинович Рерих. Талант которого настолько многогранен, что сопоставим по величине, пожалуй, только с великими деятелями эпохи Возрождения. Рерих внёс гигантский вклад в культуру, оставив колоссальное наследие — 7000 картин, книги, очерки, статьи и дневники. Без сомнений, Николай Рерих — выдающийся русский деятель, чьи картины и литературные труды по праву являются гордостью страны.


Но, согласитесь, мало только гордиться, нужно также должным образом относиться к «культурным сокровищам»? Однако, происходящее в последнее время с картинами и литературными трудами семьи Рерихов говорит об обратном.

Вот уже более трёх лет продолжается конфликт между Музеем Рерихов и Музеем Востока, который привёл к тому, что великое наследие, по сути, уничтожается. Чтобы разобраться в этой непростой и запутанной ситуации, обратимся к истории.

Возвращение бесценного наследия на Родину художника – результат титанического труда его сыновей, которым удалось пробить в СССР стену запрета и умалчивания имени их семьи. В 1986 году в Москве был учреждён Советский Фонд Рерихов. Инициатором этого выступил Святослав Николаевич Рерих.

В том же году он передал совершенно безвозмездно уникальное наследие своих родителей с главным условием: создаваемый музей должен быть общественным. Специально для размещения по истине культурного достояния выделили усадьбу Лопухиных, которая, стоит отметить, на тот момент времени была в ужасном состоянии. При Советском Фонде Рерихов был создан Музей имени Н.К. Рериха, который расположился в ещё неотреставрированной усадьбе.

Усадьба Лопухиных

Музей имени Н.К. Рериха — крупнейший общественный музей России, существующий за счёт народных пожертвований. Его фонд насчитывает более 3000 единиц хранения, среди которых около 1000 произведений Рериха. Это самая крупнейшая коллекция, собранная в мире. На протяжении 26 лет плодотворной работы в музее реставрировались и восстанавливались картины. Всё это время музей существовал без государственных денег полностью за счёт пожертвований. Каких трудов только стоит спасение последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха в 2016! Без преувеличений деньги на восстановление собирались всем миром.

Последний портрет Рериха

Музей и Международный центр Рерихов за свою многострадальную историю получили признание не только в России, но и за рубежом. Даже, оставшись без финансирования в 2013 году, МЦР и музею удалось устроить выставочный Проект «Пакт Рериха. История и современность». Что представляло по своим масштабам уникальное действо: выставка прошла в 16 странах и 150 городах России. Осуществить проект помогали российские и иностранные общественные организации. Министр культуры А.А. Авдеев также поддерживал этот проект. Власть была благосклонна к МЦР и музею, отмечала их деятельность наградами, поздравительными телеграммами. Но потом отношение властей кардинально изменилось. Стали ходить разговоры о том, что МЦР незаконно владеет наследием Рериха, да и само МЦР к тому же не ведёт никакой культурной деятельности. Но соответствуют ли обвинения действительности? Согласитесь, огромный вклад МЦР и музея в культуру страны очевиден: 670 передвижных выставок по всей России, активная популяризация наследия Рерихов, 250 выпущенных книг тиражом более полумиллиона экземпляров. Тогда что же так не нравится министерству культуры? С деятельностью МЦР и музея, мы с вами разобрались, она не вызывает вопросов. А вот что же насчёт того, кому всё-таки принадлежит наследие Рерихов? Минкульт считает, что у МЦР отсутствует право на наследство, так как организация не является правопреемником Советского Фонда Рерихов, да и в завещании СФР она не указана. И здесь корни этого вопроса снова уходят в историю. В 1991 году СФР прекратил свое существование: был создан МЦР. Это послужило началу череде судебных разбирательств. Так, 24 ноября 2011 года Хамовническим судом было признано право на наследство Рерихов за МЦР. А 20 июня 2014 года Мосгорсуд отменил это решение, и по постановлению суда наследие Рерихов теперь должно быть передано государству. В феврале 2016 года Министерством культуры РФ был создан Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока). Не так давно, в мае 2018 года в нём открылась постоянная экспозиция «Творчество Николая и Святослава Рерихов».

Однако, её посетители и давние почитатели таланта Рерихов бьют тревогу. По их словам, наследие Рерихов в опасности. Картины, представленные здесь, это те же самые полотна, которые хранились в Музее Востока всё это время ещё до известных событий. Их состояние оставляет желать лучшего: царапины, грязные пятна, осыпающиеся темпера, вмятины. Взгляните, вот несколько снимков, сделанных одной неравнодушной посетительницей.

Как же так? Почему же такое отношение к бесценному наследию? Нужно сделать всё, чтобы сохранить великое национальное достояние!

Автор: Ангелина Викторова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button