Здоровье и спортИнтервьюЛюди

Шаг в пропасть

Спрыгнуть вниз с высоты десятиэтажного дома для этих ребят — обычное дело. Они ни секунды не сомневаются, что страховка выдержит, и просто наслаждаются полетом. Extreme Adventure Activity Team занимаются прыжками с веревкой ещё с далекого 2000-го года. За это время многое поменялось: снаряжение стало качественнее, прыжки стали длиннее, а проекты — грандиознее. На мои вопросы о роупджампинге и об истории команды ответил её основатель, Сергей Фирсов.

Вперёд! Силёнки в кулак, верёвку берём!

роупджампинг
Расскажи, с чего все началось? Как появилась идея заняться роупджампингом?

Началось это в 2000-ом году, я тогда занимался альпинизмом и скалолазанием. Мы с ребятами посмотрели фильм Дэна Османа (Дэн Осман — известный американский скалолаз, основатель роупджампинга) Покорители скал — 5, нам захотелось попробовать. Мы взяли верёвки и поехали на ВДНХ, там есть мост — Ростокинский акведук. На нем в то время постоянно тусовались разные скалолазы, там были навинчены зацепки, вбиты крючья. Ну, закрепили систему, долго кидали рюкзаки с грузами, сомневались. А потом как-то прыгнули. Это и был первый раз.

Получается, вы в первый раз сами прыгали, без помощи другой команды?

Не было ещё никаких команд, не у кого было спрашивать. Тогда роупджампинг только зарождался, о нем ещё никто не знал у нас в стране.

То есть вы были одними из первых. А сколько сейчас всего команд в России?

Тех, кто зарегистрирован и занимается этим активно в Москве, около пятнадцати, а в России команд сейчас больше пятидесяти. 

Зарегистрирован?

Да, у нас есть внутренний всероссийский форум. Там команды обсуждают детали прыжков, делятся впечатлениями. Он закрытый, туда очень сложно попасть: нужно, чтобы как минимум две команды тебя рекомендовали.  

Расскажи, как это переросло из обычного хобби в роупджампинг-команду? 

Командой мы были изначально, еще когда занимались альпинизмом, у нас были планы на интересные восхождения. А после 2000-го мы стали активно заниматься роупом и переквалифицировались. Начинали вдвоем с другом, потом к нам стали присоединяться разные люди. В какой-то момент интересы расходились: кое-кто из команды ушел в бейсджампинг (Бейсджампинг — прыжки с наземных объектов c парашютом), а один парень вот сейчас работает в Олимпийском Комитете России. Но восемь человек, которые прыгают в команде сейчас — это состав, который вот уже пять лет стабилен.

Все участники команды параллельно занимаются альпинизмом?

Нет, в горы сейчас, не имея цели оттуда спрыгнуть, хожу только я. Но мы с ребятами постоянно тренируемся, чтобы они умели делать всё необходимое для организации прыжков. 

Наш диалог неожиданно прерывает проходящий мимо поезд. Мы стоим на железнодорожном мосту, с него сегодня будут прыгать. Ребята привычно вжимаются в крохотный карман и подают машинисту знак рукой, и я, немного шокированный, следую за ними. Длинный грузовой состав медленно переползает на другую сторону реки, мост слегка потряхивает под тяжестью поезда, до вагонов которого из любой точки кармана можно дотянуться рукой.

роупджампинг
И часто у вас так? 

Когда как. Бывает, что за день один-два состава пройдут, а бывает, что каждые полчаса ходят. Тут есть даже такая фишка — прыгнуть вместе с поездом. Он подъезжает, а ты ныряешь вниз на радость машинистам. Их это всегда веселит.

Начинают появляться первые искатели острых ощущений — сегодня ЕААТ устраивают прыжки для всех желающих. Команда работает слаженно: Женя помогает участникам надевать системы, Сережа инструктирует перед прыжком, после которого Андрей спускает смельчаков на страховке вниз, а Виталик помогает им отстегнуться после спуска. Новоиспеченные роупджамперы не скрывают свои эмоции. Кто-то кричит, что это лучший подарок на день рождения, а кто-то громко гордится тем, что молчал во время падения. Люди прыгают очень разные — от хипповатого вида молодежи до людей весьма солидного вида. Многие из них хотят прыгнуть по второму, третьему разу, недовольных нет. 

роупджампинг

Роупджампинг многим кажется опасным занятием, но на деле это не так, если, конечно, разумно применять голову. Серёжа говорит, что заниматься этим безопаснее, чем ездить за рулем по российским дорогам: за всю историю у команды не было ни одного несчастного случая. При прыжке вас удерживают две веревки, каждая из которых рассчитана на нагрузку до 2200 кг. Стальные карабины, ролики и сертифицированные страховочные системы не уступают веревкам в прочности. Крепится все на двойную навесную переправу, соединяющую опоры таким образом, чтобы нагрузка равномерно расходилась в четырех направлениях. Непонятным для меня было то, как компенсируется рывок, ведь остаться после прыжка на веревке — это ещё не означает остаться здоровым. Серёжа пролил свет и на этот аспект, объяснив, что главное здесь — маятник, который получается во время прыжка. Веревки закреплены с одной стороны моста, а прыгаете вы в другую, пролетая под ним — получаются такие гигантские качели. На больших прыжках рывок вообще не заметен.
роупджампинг
И сколько у вас народу обычно прыгает по выходным?

Опять же, раз на раз не приходится. Бывает, прыгает по 4-5 человек за день, а летом в хорошую погоду иногда и под сотню может быть.

Так много… Зачем вы устраиваете прыжки для всех желающих?

Во-первых, чтобы показать людям: роупджампинг — это круто. Во-вторых, так мы зарабатываем на большие проекты. Все средства идут в наш общий бюджет, из которого мы закупаем необходимое снаряжение, оплачиваем билеты и визы для зарубежных поездок. По сути мы работаем тут каждые выходные бесплатно, но зато один раз в год получаем уникальную поездку, которая стоит потраченных усилий. 

Куда выезжаете прыгать? 

Много куда. Прыгали в Китае, США, Испании, Франции, Швейцарии. Каждая новая поездка — уникальное место, которое мы заранее разрабатываем. Часто это такие объекты, на которых ты вряд ли окажешься, будучи обычным туристом. Это, кстати, ещё один приятный момент в нашем деле.

А как выбираете, куда поехать?

Сначала просто гуглим: сейчас в интернете есть много информации об уже осуществленных прыжках, есть хорошие карты, на которых можно найти пригодные объекты. Потом едем в развездку, смотрим все на месте, а затем уже прикидываем необходимое снаряжение и начинаем готовиться — заказываем на изготовление верёвки, подаем документы на визы и так далее.

Расскажи о каком-нибудь технически сложном прыжке?

Ну, например, в Испании мы прыгали между двух скал, высотой по 300 метров, и между ними ещё 400. Соответственно, чтобы закрепить систему, нам нужно было выполнить два восхождения, вбить крючья и соединить эти две скалы навесной переправой. С каждой скалы мы сбрасывали репшнур, и должны были состегнуть их посередине. А там внизу все заросло мелким кустарником и колючками, было очень тяжело передвигаться, веревки постоянно цеплялись, приходилось прорубать себе дорогу. В итоге, когда все было почти готово, репшнур зацепился и лопнул, пришлось всё делать сначала. Было, конечно, попроще, так как тропинки уже были протоптаны, но всё равно неприятно.

роупджампинг роупджампинг

роупджампинг
(фотографии из блога команды)

Получается, на это ушел не один день?

Да, крепили почти четверо суток, ночевали на скале. А когда начали прыгать, нами заинтересовалась полиция и всё нам запретила. Они сказали, что мы мешаем работе вертолета и что спасать нас, если что, будет некому. Слава богу, нам потом все-таки удалось договориться, и мы прыгали ещё несколько дней.

Проблемы с полицией вообще часто возникают? 

Да, гоняют периодически, мы к этому привыкли. Обычно удается найти компромисс. Наш первый полнометражный фильм — The Rope — вообще построен на том, что мы прыгаем с разных московских объектов, а нас пытаются поймать служители порядка.

Задерживали?

Да, и не раз. Но на это как-то наплевать — понимаешь, что своим делом никому плохо не делаешь. Только время потерянное жалко.

На мосту наступает затишье. Прыгнувшие уже уехали, а следующие экстремалы ещё в пути. Мне предлагают прыгнуть. Соглашаюсь. Надеваю страховочную систему и каску, это-то мне как раз привычно. Но мне ведь предстоит спрыгнуть с моста! Такого я ещё не делал! Изображая спокойствие, подхожу к веревкам, пристегиваю карабины и тут … вижу медленно выползающий из-за поворота товарняк!

  • О, как раз у тебя будет возможность прыгнуть с поездом! — говорит мне Серёга.
  • Ну, замечательно! — отвечаю я и залезаю на платформу, прикрепленную к перилам.
  • Я дам обратный отсчет, и ты прыгнешь, — сообщает он.

Двадцать секунд, за которые поезд подъезжает к мосту, тянутся неимоверно долго, и я не могу понять, рад этому или нет.  Пять! Четыре! Ready! Set! GO! — еле слышу сквозь грохот приближающегося поезда, собираю всё мужество и толкаюсь как можно дальше вперед, так учили. Глаза щурятся, тело сжимается, готовясь к удару, хотя голова и понимает, что никакого удара не будет. Пару мгновений мысли в голове отсутствуют. Земля приближается. Верёвки мягко подхватывают меня, и я выхожу из свободного падения. Фух, ну вот и всё! Как бы не так! Я достигаю самой высокой точки маятника и опять теряю опору. Ощущение внезапной невесомости пронзает меня насквозь, сердце бешено стучится, а адреналина чуть ли не больше, чем от самого прыжка!  Но в очередной раз беру себя в руки, и уже через минуту стою на твердой земле. 

Скажи, а после сотни прыжков уже совсем не страшно? Или просто привыкаешь себя перебарывать?

Со временем прыгать легче, появляется гораздо больше осознанности. Ты уже заранее знаешь, что может пойти не так, и продумываешь все варианты. Например, перед прыжком ты понимаешь, что если слабо оттолкнешься, можешь удариться о выступающую часть скалы, или что если во время прыжка подует ветер, веревку может задуть под тебя и будет плохо. Стараешься все продумать и избежать таких последствий. 

А что для вас самое главное в роупджампинге? 

— Знаешь, каждый это делает по своим причинам: кто-то перебарывает страхи, кто-то открывает для себя новое, кто-то просто ради удовольствия, кто-то — чтобы удовлетворить свои амбиции и так далее. Лично я просто стараюсь заниматься только тем, что мне нравится, плюс это возможность побывать в недоступных для обычного человека местах.

И какие у вас планы на будущее?

Сейчас мы каждые выходные организуем прыжки в подмосковье. В мае планируем пятидневную поездку в Абхазию, к которой может присоединиться любой желающий. Также летом у нас, похоже, будет один большой проект, но пока я не могу о нем рассказать, он еще на стадии разработки. Осенью в прокат выходит фильм, над которым мы работаем уже несколько лет. Он расскажет о наших заграничных приключениях, его будут показывать в кинотеатрах по всей стране. А ещё осенью, наверное, поедем прыгать в Грецию.

роупджампинг роупджампингРабочий день команды ЕААТ подходит к концу, и я помогаю ребятам собраться. Развязываю знакомые мне узлы (заячьи уши и восьмерки), сматываю веревки в аккуратные бухты и складываю их в просторные сумки-рюкзаки. Я знал, что есть люди, которые используют привычные нам, альпинистам, веревки совсем по-другому, но впервые встретился с ними лицом к лицу.

У команды есть свой блог, в котором вы можете прочитать еще больше об их путешествиях, а если хотите прыгнуть вместе с ними — заходите к ним сайт или присоединяйтесь вк.

Автор и фотограф: Сергей Щербина

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.
Back to top button