История

Статуя Давида в Пушкинском музее

«Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире!» — так писал о «Давиде» Микеланджело итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари. Что же так привлекло в статуе Джорджо Визари?


Статуя высотой 5,5 метров была изваяна во Флоренции по просьбе собора Санта Мария дель Фьоре в 1504 году. Известно, что Микеланджело создал Давида из огромной глыбы мрамора, которую дважды забрасывали другие скульпторы, сталкиваясь с трудностями. Гигант, как прозвали его современники, величественно и свободно, стоит, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Голова его, покрытая густыми вьющимися волосами, повернута влево. Взгляд задумчив и серьезен. В левой руке мужчина держит пращу, а в правой камень. 

Кстати, правая рука Давида выглядит непропорционально большой. Исследователи связали это факт с прозвищем библейского героя (manu fortus- сильная рука), которое старался воплотить в статуе Микеланджело.

Скульптура показывает момент, когда Давид отправляется на сражение с великаном Голиафом. Вы можете возразить – а где же меч, кольчуга и латунный шлем? Но как рассказывает история, амуниция Давиду, попросту говоря, мешала: «Я не могу ходить в этой амуниции, потому что я не привык к ней», — сказал он, и взял те пять гладких камней.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Dmitry Shukin (@dshukin)

Интересно, что создававшаяся с религиозным подтекстом, статуя стала символом республиканской свободы. В период создания фигуры из Флоренции были изгнаны тираны-Медичи. Так Давид стал символом свобод и демократии, напоминанием правителям, «сколь они должны быть мужественны и справедливы», как писал Визари.

Изначально скульптуру хотели разместить прямо на крыше собора Санта Мария дель Фьоре, но размеры и вес статуи сделали эту задачу неосуществимой для того времени. В итоге специальная комиссия, в которую входили Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, решила поместить скульптуру перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Там под открытым небом она простояла почти 400 лет, и лишь в 1873 году для сохранности ее перенесли в помещение Академии художеств, а на ее месте появилась копия.

На сегодняшний день в мире насчитывается более миллиона репродукций Давида. Только представьте это число! В миниатюрных статуэтках, календарях, ковриков для компьютерных мышек Давид проник во все уголки земного шара. Если говорить про полноразмерные копии, то самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.

Занимательная история произошла в 1857 году, когда английской королеве была подарена копия Давида. Как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят, однако это высказывание не действует с королевой Викторией. Она была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство фиговым листом, выполненным из гипса.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Евгения Шмелева (@evgeniya.shmeleva)

В московском же музее статуя представлена в первоначальном виде. Найти ей можно в Итальянском дворике. Пятиметровая фигура сразу привлекает внимание посетителей, и часто становится объектом для фотографий и селфи.

Автор: Александра Халлик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button