7 декабря в Государственном музее Востока была открыта выставка «Десять цветов искусств», приуроченная к 70-летию независимости Республики Союз Мьянма и 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. Выставочный проект представляет посетителям живопись и предметы декоративно-прикладного искусства страны с богатой историей и самобытной культурой.
Выставка продлится до 8 января 2018 года!
Название выставки «Десять цветов искусств» отсылает нас к словосочетанию «пан-се-мье», которым мьянманцы обозначают группу из десяти традиционных видов искусств. К ним относят живопись, скульптуру, архитектуру, стуковый декор – особая техника оформления стенной поверхности, торевтику – особый вид произведений из металла, ювелирное искусство, кузнечное дело, лаковое искусство, токарное ремесло и художественный металл. Следует отметить, что в Мьянме не делали различия между видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изделия ювелира, кузнеца или лаковых дел мастера ценились так же высоко, как и произведения живописца и скульптора.
Все эти художественные традиции начали формироваться еще в 1-м тысячелетии нашей эры и достигли высокого расцвета в эпоху Паганского государства (XI – первая половина XIV вв.).
Деревянную архитектуру и скульптуру из дерева и слоновой кости называли термином «пан-бу» и относили к одному виду искусства. С особенностями скульптурных изображений, посетители выставки смогут познакомиться на примере произведений позднего периода, представленного изображениями божественного покровителя искусств Локаната, бирманской танцовщицы, фантастического зверя «пинсаюпа» и др.
О мьянманской монументальной живописи можно судить по копиям настенных храмовых росписей XIII–XIX вв., которые украшают выставочный зал. Настенные росписи входят в богатейшее наследие Пагана, искусство которого послужило отправной точкой для последующего развития живописных традиций. Росписи покрывали стены и потолки буддийских сооружений, поэтому были посвящены исключительно религиозной тематике. Писались они по сухой светлой штукатурке с использованием пигментов естественного происхождения.
Традицию художественного металла демонстрируют разнообразные статуэтки, а также набор весовых гирь в виде реальных и фантастических животных, форму которых по традиции определял правящий король. Такие гирьки применялись не только для взвешивания мелких предметов, драгоценных камней, ювелирных изделий, но и опиума, поэтому еще в XIX их стали называть «опиумными».
Особое место в экспозиции занимают произведения лакового искусства. Оригинальный метод, разработанный мастерами Мьянмы, – полихромная гравировка. Самое старое изделие в экспозиции, сделанное в этой технике, восьмигранная шкатулка XIX – начала XX века с типично паганским орнаментом из завитков и летящих птиц. Также можно увидеть произведения, изготовленные в технике «золотой листок», которая представляла собой своеобразную роспись-аппликацию с использованием водорастворимой краски и сусального золота.
Культурное наследие Мьянмы вызывает большой интерес не только у востоковедов, но и у широкого круга лиц. Выставочный проект «Десять цветов искусств» открывает для российских зрителей новые грани в искусстве Мьянмы и позволит прикоснуться к древним традициям этой страны.
По материалам официального сайта музея