XX век остаётся одним из самых интересных и волнующих периодов истории, в том числе истории русского искусства. С 19 сентября 2018 года по 20 января 2019 года Третьяковская галерея на Крымском валу представляет выставку «Михаил Ларионов», где всё внимание обращено к фигуре художника, его биографии, увлечениям, но главным образом к картинам.
Выдающийся деятель XX столетия, он был не похож ни на кого и в то же время собрал в себе несколько профессий. Художник, графист, декоратор, историк балета – всё это соединилось в одном человеке, имя которого Михаил Ларионов.
Он родился 22 мая 1881 года в Бендерах близ Тирасполя, окрестности которого ни раз всплывали в памяти художника и обрели своё место на картинах. Спустя четырнадцать лет семья Ларионова переехала в Москву – город, где юный Михаил начинал свой творческий путь под покровительством именитых мастеров живописи – К.А. Коровина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова. Здесь же произошла встреча с будущей женой – Натальей Гончаровой. Постепенно талант художника развивался, его картины выставлялись, а позже приобретались коллекционерами И.И. Трояновским и И.А. Морозовым. В 1914 году Михаил Ларионов был призван на военную службу, а после демобилизации в 1915 году отправился в Париж с труппой «Русские балеты», где и остался работать. После смерти жены в 1962 году художник связывает жизнь с А.К. Томилиной, которая поспособствовала возвращению картин в Россию. Жизнь Михаила Ларионова оборвалась в 1964 году.
Выставка «Михаил Ларионов» включает все важные аспекты жизни художника, начиная с раннего творчества. Вы увидите картины, выполненные в импрессионистической технике (передача изменчивого и подвижного реального мира), удивитесь сочетанию невообразимых красок, почувствуете страсть, с которой написаны работы. «Акации весной (Верхушки акаций)» (1904), «Яблоня после дождя» (1906) и другие работы станут первыми проводниками в мастерскую художника.
Михаил Ларионов не останавливался в своём творчестве лишь на пейзажах. Его интерес к животному миру отразился в серии картин, где изображены гуси, рыбы, волы. Особое внимание стоит уделить разным вариациям изображения павлинов, которые выделяются своими мягкими изогнутыми формами и погружают нас в мир сказки.
В период 1910-1911 гг. творчество Ларионова радикально изменилось и обрело уникальные черты. Вниманию зрителя представлены картины, где женщины напоминают туземок, а цвета фигур и предметов не соответствуют действительности (красное море, серый цвет женского тела). Эти приемы составили славу Ларионову, поставив его в ряд лидеров авангардного искусства.
В «Солдатской серии», написанной в 1910-1911 годы, Ларионов отразил своё видение жизни простого рядового. Здесь запечатлены его личные переживания и эмоции от несения воинской повинности. Лёгкая ирония, игрушечные фигурки солдат, бытовые моменты солдатской жизни перенеслись на холсты «Солдат на коне» (1910-1911), «Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни» (1910) и другие.
Интересными и весёлыми представляются работы провинциальной серии, где Ларионов выводит простых людей на передний план. Слегка комичные персонажи парикмахеров, простых гуляк, танцоров обязательно заставят вас улыбнуться. Именно сцены жизни небольших городков вдохновили Ларионова на создание нового художественного течения – неопримитивизм, стилевой основой для которого послужили роспись по дереву и ткани, и главным образом, вывески, популярные в России того периода.
Пожалуй, чуть большее количество времени следует уделить залу, где представлены работы в технике лучизма – направление в искусстве, выработанное Михаилом Ларионовым. От картин чувствуется энергия, сила и таинственность, а потому найти для себя любимую картину этого яркого жанра непременно стоит. Будет это горящий и солнечный «Петух» (1912) или затейливая «Голова быка» (1913) – простор для выбора велик.
Не менее необычным представляется цикл «Времена года». Каждое время года одарено неестественным цветом и неуверенной подписью, тем самым напоминает нам детские рисунки или наскальную живопись. Возможно, скрытый замысел художника был более глубокий, и Ларионов хотел показать, что мы относимся к смене времен подобно детям, не замечая, как пролетает год за годом.
Обращаясь к портретному искусству Ларионова, хочется выделить три работы, выполненные в разные годы творчества: «Автопортрет в тюрбане» (около 1907) как выражение самостоятельности и зрелости художника, «Портрет Владимира Татлина» (1913) – психологический и эмоциональный, «Портрет Н.С. Гончаровой» (1915), выполненный в стиле футуризма из афиш, ткани и волос.
В 1920-30-е годы Михаил Ларионов переосмыслил своё творчество, углубился в графику и экспериментаторство. Он рассматривал фигуры, линии с разных ракурсов и углов, составлял различные композиции. Его интересовали формы цвета, он изучал краски как «живое существо», меняющееся в зависимости от света, мазка и фактуры. Его завершающие работы возвращают нас к первым опытам, где краски приглушенные и легкие, а от серии работ «Море» (начало 1930-х) поистине чувствуется свежесть прибегающих волн.
Михаил Фёдорович Ларионов был разносторонней личностью. Ещё одно дело, приносившее ему большое удовольствие был балетный театр. Вместе с Натальей Гончаровой они открыли новую грань в мире костюмов и декораций «Русского балета С.П. Дягилева», после чего Ларионов посвятил весомую часть жизни балету: работа в качестве постановщика, разработка книги истории балета, знакомство со многими видными деятелями искусства. На выставке вы увидите удивительные афиши, эскизы костюмов, коллекционные книжные собрания, архивные фото.
Третьяковская галерея на Крымском валу создала атмосферу тёплой гостиной, где каждый посетитель может познакомиться с выдающейся личностью XX века – Михаилом Ларионовым. Приходите и Вы!