В Москве 26 июня на 86-ом году жизни скончался видный политический деятель, бывший министр иностранных дел и глава правительства пост-дефолтного периода 1998г. Евгений Примаков. Политический тяжеловес, переживший трех генсеков и двух президентов, писал стихи, был отличным отцом, любящим мужем и верным другом.
Евгений Максимович Примаков родился в Киеве 29 Октября 1929г. Практически сразу после его рождения мать Анна Примакова перебралась в город Тбилиси, где и провел свое детство и юность Евгений Максимович. Будущий глава правительства закончил школу и перебрался в Москву, поступил в институт Востоковедения, где его определили изучать арабский язык. После института защитил диссертацию в аспирантуре экономического факультета МГУ им. Ломоносова и стал работать в редакции вещания на зарубежные страны, позже попал в газету «Правда». Недолго проработав в газете, Евгений Примаков уезжает работать в Каир. В 1969 году во время поездки в Багдад познакомился с Саддамом Хусейном, позже познакомился с одним из его приближённых людей — Тариком Азизом, который на тот момент был главным редактором газеты «Al-Thawra». Вокруг его фигуры начинаются различные разнотолки, его обвиняли в службе на внешнюю разведку. Озабоченные антисемиты писали на него анонимки, утверждая, что фамилия Примаков вымышленная, а сам Евгений чистокровный еврей и сионист. Из журналистики Примаков уходит в науку, где занимается проблемами изучения теории и практики международных конфликтов и кризисов, исследования мирового цивилизационного процесса, глобальных проблем, социально-экономических и политических проблем развивающихся стран. И здесь он не прогадал. В 48 лет он становится директором Института востоковедения АН СССР. В 50 лет профессором Дипломатической академии. В 60 лет председателем палаты правления СССР и кандидатом в Политбюро.
Мы мчимся, нас кнутом подстегивает время,
Мы спотыкаемся, но нас не тем судить,
Кто даже ногу не поставил в стремя,
И только поучает всех, как жить.
Евгений Примаков
«Стихи. Моя Смоленка. Поэтическая Антология» 2010г.
Примаков не тщеславен и не любит красоваться на телеэкранах. После августовского путча 1991 года возглавил внешнюю разведку. Эта работа, незаметная для широкой публики, больше соответствовала его характеру. Подчиненные очень ценили Примакова. Он один из немногих, кто сохранил свой пост при Борисе Ельцине.
В начале 1996г. Ельцин назначил Примакова министром иностранных дел, именно тогда Ельцин нуждался в министре, которого оппозиция не будет критиковать. Левая оппозиция вне зависимости оттого, что она думает на самом деле, публично высоко оценивала работу Примакова, в особенности его патриотическую позицию против расширения НАТО и в готовности поддерживать отечественного производителя. В своей политической деятельности стремился к многополярному миру. В период его министерства Москва активно поддерживала внешнюю политику со странами востока – Иран, Ирак, Сербия. Примакова считали антиамериканистом, но он всегда это отрицал, ссылаясь лишь, на негативное отношение к сверхдержавам в геополитике. За время правления Примакова в МИДе, ему удалось остановить отток молодежи из министерства. Именно он предложил президенту Ельцину ввести дипломатические надбавки за сохранность государственной тайны и отказ от призыва дипломатов в армию. В первый же год работы Примакова в министерство снова пошла молодежь. Еще одно достижение его деятельности – повышение пенсий. До него, даже пенсия посла, была мизерной. Примаков буквально отвоевал высотное здание на Смоленской площади, это не удавалось ни Громыко, ни Шеварнадзе. Никогда еще этот дом, построенный в 1952г. не принадлежал полностью МИДу.
Политическая линия Примакова полностью соответствовала «духу времени» и создала ему множество поклонников. Его репутация была такова, что именно Примакова буквально упросили возглавить правительство после дефолта 1998г. Сложно вспомнить в истории России случай, когда премьер – министром становился человек, который так искренне отказывался от должности. Любопытно, что Примакова уговаривали именно те, кто потом будет активно заниматься вопросами его отставки.
Примаков, вступая в должность, пригласил в правительство таких ярких политических деятелей как Явлинский, Кириенко, Шохин – и все они отказались. Это, пожалуй, был единственный шанс для этих политиков занять столь лидирующие должности в правительстве.
В середине ноября 1998г. опросы общественного мнения показывали, что более 60% населения считали Евгения Примакова самым влиятельным человеком в стране и видели его перспективным кандидатом в президенты. Стоит отметить, что столь народный расклад был интересен не всем. Кому-то это ужасно не нравилось и вероятно, ключевыми моментами были не страхи за страну, а за себя лично. На Примакова начала вестись активная телевизионная пропаганда, широко освещенная журналистом Сергеем Доренко. Объектом его пристального внимания стало будто бы шаткое здоровье Примакова. Незадолго перед тем, президент пригласил Евгения Максимовича к себе для беседы, но тот демонстративно отказался от такой встречи: поскольку, окружение президента в данный момент проводит политику, с которой он, Примаков, «ни в коей мере не хочет себя ассоциировать, ни в коей мере разделять ее», такая встреча, по его мнению, нецелесообразна. В общем-то, это был неслыханный случай отказаться от встречи с президентом, проигнорировать его приглашение. Не все поверили объяснению Примакова, почему он пошел на такой шаг. Высказывались разные версии. Доренко в своей программе от 24 октября 1998г. выдвинул самую простую: дескать, в последние месяцы Примаков вообще опасается передвигаться на публике пешком на сколько-нибудь серьезные расстояния, поскольку страдает тяжелым заболеванием тазобедренных суставов. Недавно Евгению Максимовичу сделали операцию на одном из них. Но, скорее всего, предстоит еще одна на другом… Вот такая замечательная картина предстает перед телезрителем, будущим избирателем, что его ожидает, если он проголосует за Примакова: человек с механическими суставами, не президент, а терминатор какой-то; короче, очередной малодееспособный престарелый глава государства.
Борис Ельцин просит Александра Волошина подготовить указ об отставке Евгения Примакова с должности главы правительства. Примаков ушел и стал возглавлять Торгово – промышленную палату РФ. Он перестал заниматься внешне–политической деятельностью, но остался для многих олицетворением взвешенной, спокойной и разумной политики.
Глубоко Примакова знают немногие. Только самые близкие. Пасмурный на вид, он был веселым и жизнерадостным человеком. Он много шутил, писал лирические стихи, любил застолья и своих друзей. Кажущаяся легкость карьеры – свидетельство многих талантов, хотя во всякой карьере имеет элемент случайности, а точнее везения. А вот в личной жизни у него была настоящая трагедия – он потерял жену и сына. Такая утрата для любого человека тяжело переносима и для Примакова она стала особенно сложным периодом в жизни. Но Евгений Максимович никогда не жаловался, не показывал как ему тяжело, не впадал в тоску.
Несмотря на карьеру и профессиональные успехи, самым главным для него была семья. Он рано женился, в 22 года, но их чувства с Лаурой нисколько не угасали. Они были не только мужем и женой, они были друзьями, дополняли друг друга. Они родили двух детей – сына и дочь: Александра и Нану. Два года после смерти сына Саши, Примаков начинал рабочий день с того, что утром ехал на кладбище и час сидел у могилы сына, а потом ехал на работу.
Последний раз Евгений Примаков появился на публике 14 января 2015г. с докладом на заседании им же основанного «Меркурий – клуба». Он раскритиковал деятельность исполнительной власти, медлительность в принятии важных решений и призвал пересмотреть линию отношений «центр — регионы» в сторону наделения субъектов большими правами. В целом, речь его была весьма оппозиционной, чем вызвала критику патриотично настроенной общественности.
Ему было 85 лет. В многочисленных соболезнованиях от коллег, чиновников, друзей говорится, что Евгений Максимович был выдающимся политиком и «легендой».
Ирина Хакамада, общественный деятель: «Примаков всегда держался особняком. Он был мэтром, которого слушали все. Он прогнозировал события, которые происходили, даже если никто другой не мог себе их представить. Будучи человеком масштабного видения, он тем не мене, всегда заботился о мелочах, например, настаивал на том, чтобы для малого бизнеса были низкие налоги, чтобы была конкуренция. Это было удивительно для человека эпохи Советского Союза, работавшего дипломатом и разведчиком»
Николай Сванидзе, журналист, историк: «Евгений Максимович, несомненно, был одним из самых ярких и позитивных политических деятелей. Он всегда находил золотую середину между своей государственной позицией и личными, человеческими взглядами. Он использовал государственные должности не для личного обогащения и пиара, а действительно думал о государстве — это редкий случай»
Александр Невзоров, журналист: «В то время, когда Примаков много значил, в России политические репутации создавались и разрушались за два-три часа. Он, на свою беду, не был жуликом. Он не понимал, что политическая деятельность состоит на 90% из актерского мастерства. И не знал он этого потому, что был плодом советской системы, где номенклатурная единица могла позволить себе не играть и не торговать собой, а просто функционировать»
Артур Чилингаров, ученый: «Я дружил с Евгением Максимовичем больше 30 лет, он был для меня очень близким человеком: наставником и учителем по всем вопросам, связанным с политической жизнью. Он работал до последнего дня и совсем недавно выступал в «Меркурий-клубе» — говорил про Арктику. На посту председателя правительства он очень много сделал, чтобы страна экономически окрепла, и очень жаль, что его теперь нет. Он еще был и по-настоящему теплым, душевным человеком».