Выставки июля демонстрируют, насколько недалеко современное искусство ушло от модерна начала прошлого столетия, а тем более от различных постмодернистских течений и приемов его второй половины.
С появлением в начале XX века феномена массовой культуры и с развитием технологий стали разрушаться привычные представления о времени и пространстве. Пытаясь передать сложное, новое, меняющееся и ломающееся мироощущение, художники не только изображали новое, но и изображали по-новому: искали новые формы. Так появились реди-мейды Марселя Дюшана (когда писсуар или сушилка для бутылок волей художника становились арт-объектами), так появилось «искусство действия» – акционизм – с его до сих пор популярными формами перформанса, хэппенинга, флюксуса и инсталляции. И на открытии Дюшана держится все современное искусство: художник «совершает жест», устанавливает право объекта находиться в художественном пространстве. Выставки, которые можно посетить в июле, продолжают все ту же постмодернистскую игру автора со зрительским восприятием: нарушение временных и пространственных границ, восприятие мира как хаоса, затерянность в сложно организованном пространстве, поиск. Форма всегда равна содержанию: как художники до сих пор ищут новую, совершенную форму для передачи изменившегося мира, так и зритель вынужден трактовать эти непривычные формы (это больше не картины) и искать свое содержание.
Яей Кусама: теория бесконечности
Где: Музей современного искусства «Гараж»
Когда: 12 июня – 9 августа
Японская художница продолжает игры с пространством в двух новых инсталляциях. Одна из них представляет собой зеркальную комнату, куда ты заходишь на двадцать секунд совершенно один и оказываешься словно в каком-то межгалактическом пространстве, где бесконечное число звезд сверкают, отражаясь от зеркальных стен. Кусама называет их душами, которые общаются с нами через миллионы световых лет. И двадцати секунд на удивление хватает, чтобы потеряться в этом неземном измерении.
Вторая же инсталляция встречает вас еще до входа в здание музея: деревья на близлежащей аллее парка Горького обмотаны красной, в белый горошек тканью. Однако чтобы утонуть в этом геометрическом хаосе, стоит посетить саму «красную комнату» с причудливо разорванными стенами и необычной формы предметами, разбросанными по пространству.
Катарина Гроссе «Да нет почему позже»
Где: Музей современного искусства «Гараж»
Когда: 1 июня – 9 августа
Не менее фантастическим выглядит и созданное Катариной Гроссе пространство, напоминающее поверхность другой планеты. Немецкая художница сочетает в своем творчестве архитектуру и живопись. И потому причудливые формы, созданные преимущественно из таких материалов, как дерево и грунт, и раскрашенные распылителем, создают какую-то внеземную атмосферу, где каждый шаг, словно шаг в неизвестность.
Бен Хайне: Выставка 3D иллюзий «Карандаш против камеры»
Где: Московский планетарий
Когда: 19 июня – 20 сентября
Со зрительским восприятием играет и бельгийский фотохудожник Бен Хайне: на его фотографиях рисунки органично продолжают картины реального мира, а рука самого художника, неизменно держащая карандашные изображения, создает эффект повествования от первого лица. В зоне отдыха посетители смогут услышать и музыкальные произведения, написанные Хайне. А на открытии выставки, которое состоялось 19 июня, художник устроил перформанс, где при помощи боди-арта «растворял» людей в мире абстрактной живописи.
Дарья Смирнова