Загадочная и притягательная, сложная и манящая – такой всегда представляется музыка, пришедшая к нам с берегов Нового Света. Эти мелодии для свободных духов всегда были в центре различных дискуссий и обсуждений. Но для того, чтобы говорить о современном джазе, нужно понимать его. А для того, чтобы понимать, нужно жить им. Именно «живущего» этим человека мы и решили расспросить о некоторых тонкостях, озадачив рядом вопросов. Отвечал автор и руководитель коллектива BIG CITY JAZZ SHOW Анатолий Крынков.
Как по-Вашему сейчас обстоят дела с джазом в Москве? Актуален ли он?
А что с джазом? С ним все очень даже нормально! Это одно из тех направлений искусства, границ развития которого не существует, и он всегда будет интересен как исполнителю, так и слушателю. Джаз, как и 100 лет назад, отражает нашу насыщенную многогранную жизнь во всех ее проявлениях и развивается, и эволюционирует, шагая в ногу со временем, впитывая всё, что преподносит нам Время. Поэтому он будет всегда! И это касается не только его Родины, но и всего остального мира, включая Первопрестольную. Музыкальные Вузы и колледжи ежегодно выпускают десятки талантливых музыкантов и певцов, которые несут свежую волну идей и таланта на нашу эстраду. Яркое тому подтверждение — телевизионный проект «Большой Джаз», который не так давно транслировали на наших голубых экранах. Не ошибусь, если скажу, что в Москве ежедневно проходят выступления джазовых музыкантов и случается по десять — двадцать за день, особенно по выходным. Так что желающие всегда могут насладиться чарующими звуками джаза. И, собственно, что касается вопроса актуальности джаза, то с уверенностью скажу, что это то направление искусства, у которого всегда будет слушатель. Благодарный и умный слушатель. А подтверждение моим словам — неизменные аншлаги в джаз-клубе Эссе, клубе Игоря Бутмана и Алексея Козлова и на остальных площадках, включая концерты Вашего покорного слуги.
Вырос или упал интерес публики за последние пять-десять лет?
Я, конечно, не знаю статистику, но я помню первый джазовый концерт много лет назад, на который я попал. Это было потрясающее трио Алексей Кузнецов, Владимир Данилин и Алекс Ростоцкий в ЦДРИ. Я видел полный зал абсолютно разновозрастной и счастливой публики, и сейчас, приходя на концерты разных исполнителей, картина повторяется: я вижу тот же полный зал, набитый счастливыми людьми. Это та музыка, которая несет счастье, поэтому спрос на нее не пропадёт никогда.
Кто в основном приходит на концерты? Кто Ваш слушатель?
Я уже говорил, что джаз – музыка, объединяющая счастливых людей, или тех, кто ищет счастье и находит его в развитии. К джазу надо прийти. Поэтому я не вижу на концертах «пивную» или дворовую молодежь. Я вижу умные глаза, искрящиеся от желания жить и творить вместе с музыкантами в реальном времени. Прямо сейчас! Причем, повторюсь, это независимо от возраста, будь ты выпускник университета или уже почтенный интеллигент с солидным опытом за плечами. Джаз заставляет мыслить, переживать и радоваться, тем самым омолаживая душу, тело и разум.
Расскажите лично о своем опыте? Как и куда Вы развиваетесь? Какие у Вас планы?
Что касается моего проекта BIG CITY JAZZ SHOW, то скажу, что это молодой проект и нам всего чуть больше года, но за год мы успели отыграть 16 концертов, большая часть из которых собрала аншлаги и даже переаншлаги. Мы отыграли на мероприятиях таких крупных компаний, как LEROY MERLIN, LIQUI MOLI, POLAIR, КОФЕМАНИЯ, БИЗНЕС МОЛОДОСТЬ и мн.др. Выступили на нескольких городских мероприятиях и съездили на гастроли — это к вопросу о востребованности и актуальности джаза.
Мы не с проста называемся JAZZ SHOW, так как наше выступление — это не только концерт, а своего рода экшн, в котором участвуют не только музыканты, вокалисты, танцоры и балет, но и сам зритель. Мы строим синкретичный жанр, в котором каждый чувствует себя соучастником происходящего и это очень здорово!
И, естественно, это не просто, с нуля построить и дать движение такой глыбе, но это путь, который надо пройти. Сейчас проект реализован процентов на 8-10 от того что находится у нас в головах, но я вижу полные залы довольных людей, слышу их теплые отзывы, а это значит то, что мы развиваемся в правильном русле, это даёт силы и желание еще больше творить! «…BIG CITY JAZZ SHOW не первые кто придумали подобный жанр, но в России такого нет, поэтому можно пожелать только успехов в развитии…» журналист и музыкальный критик В.Я. Каушанский.
Если данный вопрос не покажется Вам неуместным, то как обстоят дела с финансовой стороной вопроса? Можно ли в Москве заработать, играя джаз?
Я процитирую слова Паоло Коэльо: «Если ты чего-то очень сильно хочешь, то вся Вселенная будет сопутствовать тому чтобы тебе помочь», и от себя добавлю: «Только не надо просто ровно сидеть и ждать, а надо действовать и желательно осмысленно».
Это работает, особенно если ты руководствуешься исключительно добрыми побуждениями, несешь людям добро и делишься с ними своим счастьем. Оно возвращается.
Когда я запустил этот проект, мне пришлось уволиться из всех оркестров, так как руководство таким составом предполагает полную отдачу, уйти из всех других проектов по той же причине, залезть в большие долги, так как содержать такой хоровод очень накладное мероприятие, забыть, что такое отдых и сон. Но Вселенная всё видит: нашу искренность, честность и нашу энергетику, которой мы делимся с слушателем, и отдаёт в разы больше и ради этого хочется жить, творить и гореть еще ярче! А Вселенная и есть слушатель, его не обманешь. Соответственно, пока ты делаешь что-то честное, светлое и доброе, ты будешь востребован, потому что именно этого многим не хватает, и мы счастливы, что люди получают это от нас.
И последнее: посоветуйте 5 мест, где, по вашему мнению и опыту, лучше всего слушать джаз.
Ну лучше всего слушать там, где есть джазовые музыканты. (смеется Анатолий) А если мы говорим о конкретных заведениях, то я бы не остановился на пяти, так как этих мест гораздо больше, и они не уступают друг другу ни капли: это джаз клуб ЭССЕ и FAQ cafe, клубы Игоря Бутмана и Алексея Козлова, ММДМ (Московский международный Дом музыки) и КЗЧ (Концертный зал им. П.И. Чайковского), Союз композиторов и арт-кафе Дуровъ, и еще большое количество заведений где звучат волшебные звуки джаза. (прим. автора: подробнее в нашей подборке, составленной совместно с Анатолием)
Что касается BIG CITY JAZZ SHOW, то мы часто организовываем выступления в больших музыкальных клубах не всегда специализированных на джазовой музыке, так как наш огромный состав надо как-то разместить на сцене это раз, два это то, что в шоу немалое значение имеют световые эффекты и мы ими стараемся пользоваться, и три — у нас же в большей степени танцевальная музыка, а это значит что гости не всегда способны усидеть за столами и часто им требуется танцпол, так как танцевать сидя на стуле не всегда удобно, а ноги просятся в пляс.
Ну и резюмирую: Друзья, любите жизнь и друг друга! Дарите ближним улыбки и тепло! И пусть в ваших сердцах и душах живет джазовая гармония.
Это хорошая музыка, ей можно посвятить жизнь!