По мнению Билла Гейтса (к слову, бросившего вуз в 19 лет), будущее за дистанционным обучением. Обосновал свою точку зрения известный миллиардер тем, что цены на образование повсеместно завышены, поэтому удалённое получение знаний — хорошая и, что важно, недорогая альтернатива традиционному. Верить прогнозу основателя Microsoft или нет — решать вам, однако, факт остаётся фактом: миллионы людей по всему миру уже учатся дистанционно.
История
Дистанционная форма обучения появилась в Европе еще в XVIII веке. Если точнее, в 1728 году, когда мистер Калеб Филипс впервые предложил жителям пригорода Бостона свои услуги преподавателя бухгалтерии и скорописи. Он высылал материалы по этим предметам обычной почтой раз в неделю. С появлением регулярных почтовых служб такой метод обучения стал набирать популярность и получил название корреспондентского образования.
Новый виток развития дистанционного обучения был связан с работой по демократизации общества в англоговорящем мире. В 1840-1890-е годы сэр Исаак Питман рассылал всем желающим уроки по своей методике быстрого письма по цене почтовой доставки, работая безвозмездно. По его убеждению, свободный доступ к образованию всех слоёв населения был истинным показателем демократизации.
На дистанционное образование повлияла и техническая революция: информацию стало возможно передавать через телеграф и телефон. Эти способы, однако, не имели успеха из-за неудобств, связанных с краткостью посылаемых данных и отсутствием визуализации соответственно. К тому же, далеко не у всех под рукой были подобные гаджеты. Телевидение вдохнуло в удалённое образование новую жизнь, но и тут не обошлось без недостатков — отсутствия обратной связи. Впрочем, старшее поколение ещё помнит познавательные телепередачи, которых, пожалуй, не хватает на современном телевидении.
С появлением у широких слоёв населения интернета дистанционное обучение начало стремительно развиваться. В России удалённое образование стало юридически признанным в 2003 году, когда президент страны, Владимир Путин, подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Кому нужно удалённое образование?
Существует стереотип, что дистанционно учатся лишь школьники и студенты с ограниченными возможностями и молодые мамы. Это не так. На самом деле, удалённая учёба подходит всем, кто хочет иметь диплом вуза независимо от его местоположения. Действительно, далеко не у всех есть финансовые возможности жить и учиться заграницей. К слову, в Европе и США дистанционное обучение развито на самом высоком уровне, а студенты, не владеющие английским, могут найти иностранный вуз с русскоязычными преподавателями. Выбор специальностей велик, но ограничен в основном теми, где нужно много читать, зубрить и писать, а практика играет не такую важную роль.
Вернёмся к мнению Билла Гейтса. Он прав: удалённое образование стóит в разы дешевле традиционного. Существуют вузы с возможностью даже бесплатного обучения! Помимо всего прочего, на сайтах университетов любой желающий может найти курсы лекций по интересующему предмету.
Помимо денег, экономится ещё и время: никаких поездок в университет и просиживания штанов на парах. Потому-то дистанционное образование — панацея для работающих людей, у которых нет времени учиться днём. Кроме того, могут быть различные обстоятельства личного характера, по которым человек не может переехать в другой город. Семья и дети, например.
Тут возникает резонный вопрос: берут ли выпускников, закончивших вуз удалённо, на работу? Да, берут, ведь умному работодателю важнее не то, где и как человек получал знания, а то, успешно ли ему это удалось. Руководители прекрасно знают, что многие студенты учатся не прилежны: прогуливают пары, спят на лекциях, списывают на аттестациях, потому сейчас столь популярной стала схема прохождения практики с последующей возможностью вхождения в штат.
Отсюда вытекает список требований к студенту, обучающемуся дистанционно: он обязан быть мотивирован, исполнителен и обязателен, он должен действительно хотеть учиться и получать знания, ведь преподаватели не смогут ежедневно контролировать успешность выполнения всех заданий. Безусловно, в дистанционном образовании важна честность, ведь списать тут проще простого.
Как проходит обучение?
Существует три формы дистанционного обучения:
1) Кейс-технология на основе бумажных носителей. Проще говоря, рабочая тетрадь. Она сопровождается тьютором, который имеет данные студентов и поддерживает с ними связь. Тьютор может курсировать между городами и собирать рабочие тетради, подобно дежурному по классу, только в масштабах федерального округа. С развитием интернета потребность в таких специалистах сильно упала, однако существуют специфические направления образования, где они необходимы и сейчас.
2) Телевизионно-спутниковая. Довольно дорогая и непрактичная технология, главным недостатком которой является отсутствие обратной связи. В основном используется лишь как дополнительный источник знаний.
3) Интернет-обучение. Чаты, видеоконференции, персональное и групповое общение с преподавателем, и прочие способы общения в сети сильно облегчили жизнь курьерам и популяризировали домашнюю учёбу. Это основной способ дистанционного образования сейчас и в ближайшие годы. Помимо непосредственного общения с преподавателем, студенты смотрят и слушают лекции в удобное для них время.