Владимир Боровков, генеральный директор транспортной компании «Рус-Экспресс», быстро поднимается к себе в кабинет в новом двухуровневом офисе. Я немного робею: он для меня маститый транспортник, self-мade личность, который начинал с мечты стать летчиком, потом успешно развивал идеи экспресс-перевозок, а теперь, почивая на лаврах, по пятницам носит с собой в офис рюкзак с кроссовками и ездит на велосипеде вдоль Москвы-реки, по-прежнему увлеченно занимаясь любимым делом.
Что вы понимаете под словом успех и можете ли назвать себя успешным человеком?
Я для себя считаю, что если я сумел чего-то достичь и результат есть налицо, то я осуществил поставленную перед собой задачу. Тут не идет речь о том, чтобы побить какие-то официальные мировые рекорды или заполучить сиюминутное удовлетворение.
Что касается этапов этой тернистой дороги… Знаете, сегодня у меня в центральном офисе работает около 20 человек, и это по-своему «звезды». Скажу как руководитель: если коллектив, с которым ты работаешь, находится в состоянии активной работы, это значит, что ты смог организовать эту работу, и она принесет свои плоды. Безусловно, успех компании немыслим без команды. Ее формирование схоже с созданием оркестра, где каждый инструмент, выполняя свою маленькую функцию, должен вписаться в музыку композитора.
Как к вам пришел первый успех?
Я всегда исхожу из того, что успех может быть разным. Потому что жизнь – штука сложная и, по большому счету, непредсказуемая. Если тебе нужно только материальное, и ты зациклен на деньгах, вполне вероятно, что этот самый успех однажды к тебе придет, но будешь ли ты от этого счастлив? Я лично выбираю ту разновидность успеха, которая делает меня счастливее.
Но есть, конечно, и теория. «Чистый» успех всегда связан с одним и тем же процессом: намечаешь решить какую-то стратегическую цель, потом ищешь, какими способами можешь это сделать, и, в итоге, если ты достигаешь этой цели и можешь сказать, что все ее параметры соответствуют твоей задумке, это уже можно отнести к категории успеха. Это я для себя так решил.
В период моего жизненного пути, а он уже достаточно обширен и богат, я на разных этапах решал вопросы достижения результата по-разному. Но каждый раз я стремился к тому, чтобы мой успех оказывался нужным не только мне. Потому что иначе тоже все бессмысленно.
Если вы имели в виду общепризнанный успех, я к нему, наверное, мало стремился… В первой половине жизни у меня сложился период, когда я был военнослужащим, это не способствовало публичности и, возможно, выработало определенные стереотипы для меня.
И вы выезжали прямо на горячие точки?
Знаете, мы не ощущали их горячими: как все военнослужащие, решали задачи там, где нам их ставили. Я наследственный военный, судьба моя складывалась как обычно у мальчика из такой семьи: поступил и отучился. Все как положено. Хотел стать летчиком, а стал ракетчиком, и потом вообще перешел уже служить на корабли военно-морского флота.
Ваши дети тоже пошли в военные?
Нет, у меня две девочки, и они как раз избежали этого случая (смеется).
Чем же они занимаются?
Наукой. Они у меня ученые, остепененные. Сделали меня счастливым дедушкой.
Почему решили для себя бросить службу?
От момента прихода в вооруженные силы я отслужил достаточно большой срок календарных лет, как это и положено военнослужащему. Достиг соответствующего возраста, когда человек уходит сначала в запас, а потом уже и насовсем. То есть, на самом деле, флот я не бросил и, если бы не возраст, служил бы, конечно, и дальше.
Как случилось, что вы взялись за перевозки?
Просто так совпало. Я особо и не думал над этим, раньше с самоопределением в профессии людям было во многом проще, чем сейчас. Поскольку моя деятельность имела отношение к транспортным средствам, кораблям, в частности, мне было проще применить себя в этой стезе. То есть, если я знал корабельное расписание при определенных режимах, то для меня определить, допустим, каким образом можно грузить морской транспорт и перевозить, оказалось несложно. Все это было связано с теми процессами, которые я отлично знал. Так что после окончания военной службы я пошел работать в транспортные компании и достаточно легко вошел в ритм этой жизни.
А какие-нибудь необычные грузы перевозите?
Необычные грузы – это обычные грузы, которые требуют к себе больше внимания: специальной, скажем, упаковки. Можно перевозить совершенно все, с разрешения соответствующих органов. Ну, например, животных. Но они обязательно должны быть размещены в определенных клетках, чтобы спокойно перенести поездку.
А однажды я перевозил морских котиков, детенышей нерп… Это целая технология! На каждый случай вырабатываются рекомендации, все это прописывается, и нужно строго соблюдать правила перевозки таких вот грузов.
Мне рассказали, что вы хорошо знаете Россию и почти везде побывали. Можете поделиться с нашими читателями, какие места, на Ваш взгляд, самые незабываемые?
Да, я знаю и могу сказать, что люблю Россию. Наша страна действительно прекрасна, и я с удовольствием и сегодня открываю новые маршруты. Дальний Восток – регион, запоминающийся по атмосфере, а Камчатка!.. Что вы! Нигде нет такой богатейшей природы, уж поверьте мне на слово. Край сам по себе очень живописный и на фоне других выигрывает, но к нему нужно готовиться: чрезвычайно суровый климат. Все связано с тем, что неаккуратное обращение с природой приводит просто напросто к гибели; те, кто пренебрегает элементарными правилами, рискует глобально, и множество случаев заканчивается трагически. Представьте: снег выпал, и за крыльцо дома можно сойти и провалиться на глубину 3-4 метра снежного покрова. Опытные люди на Камчатке поэтому говорят: «Вот мы веревочку протянули, вот протоптали тропинку, ходите по ней».
А еще необыкновенные впечатления у меня от Курильских островов. Условия в этом месте такие же невероятно сложные, но при этом щедрая природа. А летом какая неимоверная красота! Владивосток — очень притягательный город, и недаром о нем столько песен поется. Кстати, сейчас, осенью, он фантастически красив, везде пышная, бурная растительность. А какие замечательные люди там живут! Всегда открытые, радушные, приветливые, они так с вами общаются, что невозможно не ответить улыбкой.
И знаете, я часто слышу истории о том, что предприниматели из страны уезжают. Это совсем не про меня. Я не хочу уезжать, мое призвание — работать в России. Это моя жизнь.
И последний вопрос. Что посоветуете нашим читателям?
Я советую сохранять в себе человечность, относиться по-доброму, внимательно, и, главное, неравнодушно к своим соседям, близким, ко всем окружающим тебя людям. А по возможности, помогать им делом, не проходить мимо. Это, я уверен, самое важное.
Вот так закончилась моя встреча с главным человеком «Рус-Экспресс» — генеральным руководителем Группы Компаний и ярким человеком. Возвращаясь в редакцию, я не могла отвлечься от тех серьезных тем, которые в разговоре со мной поднимал мой собеседник. И я тут же пообещала однажды вернуться сюда снова. Просто так, в гости. За новыми интервью!
Фото: Юлия Раскатова