Каждый раз, проглядывая всевозможные афиши, посвященные московской культурной жизни, я задаюсь вопросом: «Почему мировой прогресс еще не дошел до той стадии, когда идея роулинговского маховика времени была бы воплощена в жизнь?!». И действительно, наша столица настолько богата на разного рода интересные культурные места, встречи, мероприятия – источники внутреннего обогащения и душевного отдохновения, что хочется охватить все и сразу, узнать и увидеть как можно больше. И порой, к сожалению, так случается, что, к примеру, на «Парке культуры» проходит увлекательный кинопоказ, а на «Достоевской» читают лекции по искусству XX века. Тут уже надо выбирать…
Однако опустим эти рассуждения о муках выбора, сетования на «якобы недоразвитость» и без того с космической скоростью развивающихся технологий и прочую лирику, а лучше расскажем о том, чем порадовала нас столица на прошедшей неделе.
С 20 по 23 марта в Центре документального кино прошел шоукейс (или презентация) Шеффилдского фестиваля документального кино (Sheffield Doc/Fest). За свою историю Sheffield Doc/Fest, созданный в 1994 году, прошел путь от небольшого форума документалистов до одного из самых авторитетных фестивалей в своем роде, в 2013 году войдя в пятерку лучших фестивалей документального кино мира и получив неофициальное почетное название «Канны для документалистов».
Представили программу Sheffield Doc/Fest директор по развитию фестиваля Сильвия Вроблевски, исполнительный продюсер линейки документального кино Storyville на канале BBC Four, транслирующем главным образом фильмы (как художественные, так и документальные), а также музыкальные и прочие передачи, Кейт Таунсенд и независимый режиссер-документалист Джинни Финлэй. В течение четырех дней, что Sheffield Doc/Fest провел в Москве, встречи с представителями британской документалистики чередовались с показом новых фильмов, которые, возможно, будут представлены на фестивале.
Особенно запомнилась встреча с Кейт Таунсенд, рассказавшей о том, как реальные истории переносятся на экран и что надо сделать режиссерам документального кино, чтобы представители BBC заинтересовались в создании и запуске нового документального шедевра. Первый шаг – написать на почту, описать идею, возможно, прислать какие-то наработки. Оригинальная задумка не оставит представителей Storyville равнодушными, а потому здесь можно надеяться на реальную помощь при монтаже, поиске спонсоров и членов съемочной группы, а также продвижении фильма.
Безусловно, приехав в Россию, деятели Sheffield Doc/Fest не могли не уделить внимание принимающей стороне и показали отрывки из некоторых документальных фильмов, связанных с Россией. Так, чем запомнилась встреча с Кейт, так это демонстрацией трейлера и отрывков из фильма про Pussy Riot. Кадры из зала суда, непостановочные диалоги девушек, а также их поведение на самом заседании суда, сопровождавшиеся английскими субтитрами, – все это вызвало неподдельный интерес публики. Также были показаны отрывки фильмов про жизнь в тюрьме осужденного за убийство заключенного, чья история рассказывается от первого лица, и про ныне заключенного в США торговца оружием Виктора Бута. На закономерный вопрос, почему фильмы с именно такой тематикой были выбраны для показа, Кейт просто ответила, что они опираются исключительно на то, что им присылают. Так или иначе, отрывков из фильмов, связанных с Россией, на другие темы, помимо «тюремной», в ходе встречи показано не было. Что касается документалистики других стран, то здесь был продемонстрирован трейлер фильма, снятого в оригинальном полумультипликационном жанре, про крушение поезда в Японии.
Шоукейс Sheffield Doc/Fest показал, что документальное кино бывает разным и что сам по себе это вид кинематографа – вещь довольно своеобразная. Это стало ясно на встрече с независимым режиссером Джинни Финлэй, которая привезла в Москву свой уже четвертый фильм «Великое хип-хоп надувательство». Очевидно, что качество съемки даже с операторской точки зрения в документальном кино кардинально отличается от съемок художественных, а потому и восприятие историй, подкинутых самой жизнью и облеченных в более-менее стройную форму с использованием документалистического подхода, совершенно другое.
Nota Bene!
Центр документального кино (ЦДК) довольно молодая площадка – он был открыт в июне 2013 года в Музее Москвы и на сегодняшний день является центром кинопоказов, лекций, мастер-классов, конференций и кинофестивалей.
Как туда добраться? Ответ здесь.
Хорошие фотографы, как воспитанные дети, — их видно, но не слышно.
Хельмут Ньютон (1920-2004),
немецкий и австралийский фотограф и фотохудожник
В «Типичной Москве» уже был опубликован небольшой материал, посвященный Фотобиеннале-2014, однако данное мероприятие заслуживает того, чтобы о нем писали и писали далеко не один раз.
Фотобиеннале – это международные выставки фотографии, организуемые Московским домом фотографии (с 2003 года Мультмедиа Арт Музей, Москва – МАММ), которые проходят раз в два года, начиная с 1996. В этом году даты Международного Месяца Фотографии в Москве, который стал уже десятым по счету, – 18 февраля — 8 июня. Выставочные площадки не ограничиваются одним только МАММ: помимо основного адреса, можно назвать еще и Московский музей современного искусства, Центральный выставочный зал «Манеж» , Галерею Искусств Зураба Церетели, МГВЗ «Новый Манеж» и Фонд культуры «Екатерина» — все выставочные центры находятся в шаговой доступности друг от друга, что, безусловно, удобно для ценителей фотографии.
Фотобиеннале растет, и сегодня ее масштаб потрясает: расписание выставок, мастер-классов, лекций и прочих мероприятий заняло без малого 25 страниц ознакомительного буклета – что ж, при желании все это можно увидеть. Ведь, как говорится, «дорогу осилит идущий».
21 марта мне посчастливилось (да-да, при всей моей нелюбви к громким фразам иначе сказать я не могу) посетить открытие экспозиций двух уникальных фотографов Гордона Паркса (выставка «Американская история») и Андерса Петерсена (выставка «Вернувшись домой»), чьи работы выставляются с 22 марта по 19 апреля в МГВЗ «Новый Манеж». Просторные залы, минимализм оформления, столь характерный для МАММ, и, конечно же, атмосфера творчества, некоей богемности и причастности к чему-то воистину высокому – так, пожалуй, можно описать открытие выставки.
Выдержав «мхатовскую пятиминутку», дабы дождаться всех приглашенных, которая растянулась на добрые полчаса, выставку открыла основатель и директор МАММ Ольга Свиблова. В открытии также приняли участие куратор выставки «Американская история» Алессандра Мауро, куратор выставки «Вернувшись домой» Петер Остерлунд и, собственно, сам фотограф Андерс Петерсен. Следует отметить, что открытие прошло быстро, в свободной форме без пафосных зачитанных речей и неоправданно громких слов: 20 минут, и вот гости и журналисты (коих на открытии был целый легион) были предоставлены сами себе.

Выставка работ Гордона Паркса, которого самого уже, к сожалению, нет в живых, поразила. Портреты Ингрид Бергман, Мэрилин Монро, цикл фотографий с изображением Мохаммеда Али и еще целый ряд фоторабот (среди которых лично мне запомнилась фотография постановки «Дневник Анны Франк» на Бродвее 1955 года – ровно за год до выхода знаменитой кинокартины) производят какое-то гипнотическое действие. Сам Гордон Паркс родился в 1912 году в семье бедных канзасских фермеров и в полной мере столкнулся со всеми испытаниями, уготованными афроамериканцу в сегрегированной тогда Америке. «Через тернии к звездам» — и вот, пройдя сложный путь, Гордон Паркс входит в штат фотографов журнала Life, в котором он проработает впоследствии 20 лет, и первым афроамериканским режиссером Голливуда. Паркс положил начало жанру «блэксплотейшн», кино в духе вестерна с афроамериканцами в главных положительных ролях (тут так и напрашивается параллель с нашумевшим тарантиновским «Джанго освобожденный»).
Экспозиция работ Андерса Петерсена «Вернувшись домой» — это путешествие к истокам, в Вермланд, родной безмолвный суровый край, исполненный одиночества и грусти, то место, откуда 18-летний юноша Андерс так мечтал вырваться и все-таки сбежал в многолюдный, огромный мир. Поэтичные, экстравагантные и даже несколько провокационные работы шведского фотографа, написанные крупными мазками, сложились в большую мозаику черно-белых кадров. Сам Петерсен говорит, что не принадлежит к миру цифровой фотографии и не хочет быть профессионалом. Он делает свои снимки исключительно на маленькую камеру, вплотную подходя к объекту съемки и тем самым достигая контакта и своим, как он сказал, примитивным подходом привнося правдивость в фотографию.
Посетив такую выставку, еще долго ощущаешь приятное послевкусие и желание вернуться в выставочный зал вновь, чтобы вглядеться в каждый снимок, уловить новые полутона и тончайшие нюансы. Пожалуй, вместо многочисленных советов здесь будет уместна фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Nota Bene!
Всю информацию о выставках, проходящих в рамках Фотобиеннале-2014 в Москве, Вы можете получить здесь.
В минувшее воскресенье 23 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялась вводная лекция на тему «Еврейская философия как основание авангардного искусства» из цикла «Евреи в авангарде». Всего цикл состоит из девяти лекций и продлится вплоть до середины мая 2014 года. Время и место встречи: Центр авангарда на втором этаже Еврейского музея и дома толерантности в 16:00 каждое воскресенье.
Как сказала сама лектор в конце встречи, «авангард шире, чем еврейская ментальность, однако еврейская ментальность – это именно то, что легло в основу авангарда». Вообще, в таком абстрактном и свободном для анализирования виде, как изобразительное искусство, очень важно проследить то, как личность художника влияет на его творчество и восприятие мира. А раз уж в название цикла вынесена национальность, то здесь скорее вопрос влияния именно общего национального менталитета на индивидуальность и, следовательно, на творчество каждого художника станет основным тезисом, напрямую или косвенно разъясненным в ходе каждой лекции.
Я, как человек, впервые посетивший Еврейский музей, после долгих поисков и плутаний около станции метро «Достоевская» была приятно удивлена, увидев настолько современный интересный музей. Особенно поразила та свобода и широта, с какими организовано пространство. В музее проходит одна постоянная экспозиция, на которую надо покупать билет, и, помимо нее, временные выставки, на которые доступ открыт бесплатно. Помимо всего прочего, здесь есть кафе и книжная лавка, что делает Еврейский музей, богатый на новомодные технические штуки, по-домашнему уютным.
Nota Bene!
Еврейский музей и центр толерантности довольно сложно найти в череде многочисленных переулков района «Марьина роща», поэтому следует детально запомнить схему проезда к музею, а лучше – запастись картой.
Всю информацию о схемах проезда и программе лекций Вы можете узнать здесь и здесь.