Кино МоскваКультура

Назад в СССР: старое кино как способ бороться с хандрой

В осенне-зимний сезон человеческий организм испытывает повышенную потребность в уюте. Это то самое время, когда хочется отложить все дела и просто посидеть часок-другой с чашечкой ароматного чая. Можно почитать любимую книгу или закутаться в клетчатый плед, включив себе старое доброе кино. «Типичная Москва» предлагает подборку советских фильмов, которые поднимут настроение даже в самый тоскливый день.

Покровские ворота

Покровские ворота
Покровские ворота

Добрый и немножко наивный фильм о Москве пятидесятых годов, где жизнь творческой интеллигенции остроумно показана сквозь призму быта коммунальной квартиры. Центральный персонаж – обаятельный молодой человек по имени Костик (Олег Меньшиков). Он, как и положено студенту, успевает делать всё и сразу – флиртует с девушками, бегает на свидания, не забывая при этом учиться и давать жизненные советы соседям.

Остальные квартиранты не менее харизматичны. Например, эстрадный куплетист Велюров (Леонид Броневой) перманентно страдает то от творческого кризиса, то от неразделенной любви. Причем и с тем, и с другим он пытается справляться при помощи спиртного. Поразителен контраст этого героя с тетушкой Костика Алисой Витальевной – настоящим «божьим одуванчиком».

Что касается основной коллизии сюжета, то она строится вокруг удивительного «тройственного союза» — Маргариты Павловны Хоботовой (Инна Ульянова), ее бывшего мужа Льва Евгеньевича и потенциального кандидата на его место – Саввы Игнатьевича (Виктор Борцов). Комизм ситуации в том, что все трое вынуждены делить одну жилплощадь. Режиссер обыгрывает столь острый для советской эпохи квартирный вопрос.

Кому же стоит посмотреть этот фильм? В первую очередь, ценителям тонкого юмора – ведь многие забавные реплики героев стали афоризмами для целого поколения («Заметьте, не я это предложил!», «от тебя один дискомфорт» и т. д.). Внимания также заслуживает актерская игра и милые сердцу пейзажи советской Москвы. Приятный сюрприз ожидает и любителей бардовской музыки – в картине используется несколько песен Булата Окуджавы.

Служебный роман

Служебный роман
Служебный роман

 Эту кинокартину можно назвать поистине культовой: выйдя на экраны в 1978-м, она стала лидером проката и удостоилась звания лучшего фильма года. Легендарный фильм Эльдара Рязанова находит своего зрителя и сегодня – наряду с «Иронией судьбы» он продолжает оставаться одной из популярнейших советских комедий.

Действие фильма разворачивается в неком Статистическом учреждении, где работают главные герои. На первый взгляд сценарий довольно избитый – взаимная неприязнь между начальницей и подчиненным постепенно перерастает в столь же взаимные нежные чувства. И если бы не игра актеров (в частности, неподражаемой Фрейндлих), если бы не остроумные диалоги и приятная музыка на стихи Заболоцкого и Евтушенко, картина действительно могла бы получиться банальной.

Настоящая фишка «Служебного романа» — это самоирония. Карикатурное изображение рутины советских госучреждений (сбор денег на общественные нужды, коллективные мероприятия и т.д.), карикатурные портреты жалкого, забитого Новосельцева и не менее жалкой в своей чопорности «Мымры». Примечательно, что герои второго плана обладают своей выраженной индивидуальностью, не теряются на общем фоне. Чего стоит только секретарша Верочка, с ее уроками стиля и женственной походки!

«Служебный роман» сложно назвать картиной для всей семьи, но определенной возрастной категории он безусловно будет интересен. Это фильм из разряда тех, которые можно пересматривать до бесконечности – не приедается.

 Джентльмены удачи

Джентльмены удачи
Джентльмены удачи

Наверное, сложно назвать более растиражированный и полюбившийся отечественному зрителю фильм. Не нужно быть знатоком советского кинематографа, чтобы вспомнить, кому принадлежит фраза — «Моргалы выколю, пасть порву». Не только эта, но и многие другие реплики «джентльменов» моментально превратились в крылатые выражения. Примечательно, что это чуть ли не первый в СССР случай, когда с большого экрана открыто звучал тюремный жаргон.

Из-за обилия блатных словечек картину было непросто выпустить в прокат. Ситуацию спас сам генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев – посмотрев кино, он не увидел в нем ничего аморального и дал добро на премьеру. Одобрительно были встречены «Джентльмены» и советской милицией.

Фильм сложно причислить к какому-то конкретному жанру – тут и комедия, и драма, и элементы детектива. Сюжет строится на контрасте: заведующий детсада Трошкин, добрейшей души человек, оказывается точной копией главаря преступной банды по кличке Доцент. Трошкину приходится идти на сотрудничество с правоохранительными органами. Воспользовавшись внешним сходством с опасным преступником, он внедряется в маргинальную среду. Поминутно рискуя разоблачением, лже-доцент должен найти украденную археологическую ценность – золотой шлем Александра Македонского.

Стоит ли говорить, что одна из главных составляющих успеха «Джентльменов удачи» — блестящая игра Евгения Леонова? Ему удалось воплотить в жизнь сразу два противоположных образа – отъявленного злодея и добродушного воспитателя. Каждый из них выглядит на редкость убедительно. Но не стоит забывать и о замечательном трио Крамарова, Вицина и Муратова, герои которых доказывают, что встать на путь истинный может даже бывший уголовник.

Несмотря на обилие блатной лексики, фильм получился довольно добрым. Из разряда тех, которые можно показывать детям в качестве примера поучительной истории с хорошим концом.

Три плюс два

Три плюс два
Три плюс два

Теме культурного туризма советский кинематограф всегда уделял достаточно внимания, а вот об отдыхе «дикарями» снималось не так уж много фильмов. Самый известный из них — это полюбившаяся многим зрителям картина Генриха Оганесяна, в основе которой лежит пьеса Сергея Михалкова «Дикари».

«Три плюс два» — романтическая (в лучшем смысле этого слова) комедия с довольно незатейливым сюжетом. Компания из трех молодых людей решает отдохнуть от цивилизации на безлюдном (как им кажется) берегу Чёрного моря. Однако спустя некоторое время друзья обнаруживают, что на их место претендует пара девушек. Возникает кратковременное соперничество, которое, как водится, перерастает в нежные чувства. Вроде бы ничего нового.

Изюминку фильма составляет его непринужденная атмосфера. Зритель расслабленно наблюдает за бытом отчаянных туристов, смеется над их забавными традициями (вроде клятвы «не бриться, не пить, не курить»). Все герои здесь по-своему харизматичны – галантный дипломат Вадим (Евгений Жариков), обаятельный ветеринар Роман (Евгений Миронов), циничный и угрюмый физик Степан (Геннадий Нилов) – им всем и веришь, и невольно сопереживаешь.

«Три плюс два» идеально подходит для фонового просмотра. Не стоит ждать от этого фильма какой-то головокружительной интриги или невероятного сюжета, но полтора часа отдыха и хорошего настроения вам гарантированы. За это время можно вполне успеть погладить ворох рубашек или прибраться в комнате.

Доживем до понедельника

Доживем до понедельника
Доживем до понедельника

Черно-белое кино Станислава Ростоцкого о радостях и трудностях школьной жизни, первой любви и конфликте поколений. Что примечательно, фильм двуплановый: зритель одновременно знакомится с проблемами учеников и их наставников, смотрит на происходящее глазами тех и других. Одной из главных задач режиссера было показать, что учителя – это такие же люди, со своими мелкими бытовыми невзгодами и хлопотами. Что они тоже могут влюбляться, совершать ошибки и сожалеть о них. Надо сказать, что ему это удалось.

По жанру фильм тяготеет к драме, но некоторые моменты могут вызвать невольную улыбку. Сюжет представляет собой описание трех дней из жизни 9-го класса простой советской школы. Композиционно картина делится на части «Четверг», «Пятница», «Суббота», что во многом упрощает восприятие происходящего – не нужно гадать, сколько времени прошло между эпизодами. В центре повествования сразу несколько конфликтов – это взаимоотношения молодой учительницы английского с классом, ее симпатия к старшему коллеге, влюбленность одного из учеников в одноклассницу. Переплетаясь, все они образуют забавную, хоть и немного грустную историю.

«Доживем до понедельника» — это фильм не только для тех, чьи школьные годы остались далеко позади. Его будет интересно посмотреть и сегодняшним школьникам. Время идет, люди меняются, но суть взросления всегда остается прежней. Все так же пишут на уроках литературы сочинение о счастье, все так же бунтуют против жестких рамок и пытаются выразить свой протест окружающему циничному миру.

Back to top button