Спектакль Эльза вышел из лаборатории Театра на Таганке, который уже несколько лет находится в поисках новых талантов.
По правилам лаборатории молодой режиссёр выбирает материал и ставит его в максимально короткие сроки. На этот раз эксперимент проводила Юлия Ауг — начинающий режиссёр, но уже состоявшаяся актриса. Смешав в пробирке ностальгию по прошлому (чувству, театру, кино) с современной прозаичной реальностью (всё на основе пьесы Ярославы Пулинович Земля Эльзы), Юлия получила нечто, доказывающее, что новое – не всегда прогрессивное, иногда это попытка вернуться к истокам, уловить что-то давно утерянное, оставшееся разве что на старинных фотокарточках и кинолентах.
Это история о любви за 70, о последнем шансе на счастье, которого в жизни героев было очень мало. Эльза и Василий — соседи по даче, два человека с непростой судьбой. Эльза, обрусевшая немка, всю жизнь выслушивала за это упрёки от мужа-тирана, вышла замуж не по любви и в принципе с этим чувством не знакома. Василий, бывший учитель географии, напротив, знал о нём не понаслышке, но из-за воли родителей, так же как и Эльза, всю жизнь прожил в браке с нелюбимым человеком. Чувство симпатии между Эльзой Александровной и Василием Игнатьевичем поначалу подталкивает их к невинному решению посадить вместе розы, а после раздувается до планов вместе объехать весь мир, предварительно сыграв свадьбу, несмотря на людские толки и возмущение семей.
Первый акт напоминает тёплые советские фильмы: начиная с музыки, знакомых интерьеров и солнечных зайчиков по белой стене — в знак весны, как на улице, так и в душе, а заканчивая трогательным отношением между героями, при котором старики волнуются как юноши, идя на свидание, и даже после решения жениться с деликатной нежностью зовут друг друга на «вы». Эльзу и Василия с потрясающим обаянием играют ветераны театра на Таганке Любовь Селютина и Юрий Смирнов — персонажи молодеют в считанные минуты, заражают своим энтузиазмом и жаждой жить. Благодаря этому яркому чувству старики превращаются в юных мечтателей, идеалистов, которые никак не вписываются в будничную пошловатую реальность.
А она, проблескивая поначалу в сплетнях завистливых соседок и скандалах дочери Эльзы, во втором акте расцветает в полную силу. Действие начинается якобы в студии до смешного знакомого ток-шоу – красные диванчики и пафосная речь ведущего об очередной семейной драме провоцирует в зале понимающие смешки. На диванчиках семьи Эльзы и Василия, которые решили представить на суд общественности выходку чудаковатых родителей. Для младшего поколения история проста — алчная Эльза вздумала обобрать до нитки Василия Игнатьевича (или, наоборот, — смотря кого считать стороной обвинения). История про любовь превращается в вульгарную склоку по сугубо материальному вопросу. Переврали, распотрошили и пустили в эфир – вещь вполне обыденная, она здесь, на наших экранах, практически нон-стопом.
Светлое чувство погибает в этой атмосфере, где отношения выясняются публично, знакомые не в силах вынести твоего счастья, а родные под предлогом заботы пытаются манипулировать, защищая свои эгоистичные интересы. И всё-таки, даже разлученные, Эльза и Василий остаются в стороне от всего этого, потому что в любое время, пожалуй, остаются те, кто любят, уважая, и другой любви не знают. Кто готов жертвовать ради этой любви и ждать, и находясь в разлуке, выращивать для любимого человека розы.
Фото с официального сайта театра