Инфраструктура

«Сфера»: о странном и недалеком будущем.

В мировой прокат 27 апреля вышел научно-фантастический триллер «Сфера» с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом в главных ролях. Фильм снят по одноименному бестселлеру Дейва Эггерса, который появился в продаже еще в 2013 году. Это литературное произведение стало настоящей сенсацией, получило прозвище «книга-пророчество» и было переведено на десятки языков. Продюссерами картины- Энтони Брегман и Гари Гоэцман,- подарили миру такие фильмы, как «Вечное сияние чистого разума», «Молчание ягнят», «Мамма MIA!», «Полярный экспресс» и «Призрачная красота». А сам Эггерс работал в нескольких успешных американских картинах как сценарист.

Для режиссера Джеймса Понсольта картина «Сфера» является одним из самых «звездных» проектов как по составу актеров, так и по составу съёмочной группы. И именно режиссерская работа в этом фильме заслуживает хорошей оценки. Во-первых, из-за связки «режиссер-оператор», которая отвечает как минимум за 50 процентов успеха в любой картине. Меттью Либатик (в послужном списке которого 45 операторских работ с лучшими мировыми режиссерами) с помощью камеры создает два мира: один-реальный, в котором виртуальный мир еще не заменил бренных земных проблем, и мир «Сферы», в котором каждый сотрудник огромной компании 24 часа в сутки находится под наблюдением у своих коллег. Вторая заслуга режиссера, как бы странно это не звучало, — отсутствие экспериментов. Сам сценарий- это уже достаточно сильный эмоциональный мэсседж, лишнее нагромождение было бы лишним. Режиссер это почувствовал.

Тематику книги, а, соответственно, картины, оригинальной назвать нельзя (на тему захвата мира технологиями уже было снято огромное количество документальных и художественных фильмов), но само сюжетное оформление интересно. Молодая девушка Мэй устраивается в компанию-гигант «Сфера», к которой подсоединены миллионы людей по всему миру, и во всю наслаждается преимуществами соцпакета, немаленькой зарплаты и захватывающей корпоративной жизни. Подающую надежду сотрудницу замечает глава компании и предлагает ей стать главной героиней эксперимента. Он, по словам аннотации к фильму, должен перевернуть все и решить судьбу всего мира.

Это не совсем так. Вся цепочка событий, которая происходит в фильме,- весьма предсказуемое будущее, которое следует из бесконечных постов в инстаграм, фейсбук, твиттер и т.д. То, что нам показывают в картине, это лишь level up, до которого нам осталось лет 10, не больше. В этой истории есть одна очень важная мысль: пока, в наше время, мы делимся социальной жизнью добровольно. Но если мы не остановимся, то, вполне возможно, что впоследствии нас будут «подключать» к виртуальной реальности в добровольно-принудительном порядке.

Но несмотря на достоинства «обертки» книги, в сценарии доработано не все. У людей, которые не читали литературного варианта «Сферы», может сложиться ощущение, что пара моментов как будто пропущена, особенно под конец фильма. И это явно не те сцены, которые зрителям стоило бы домыслить самим.

Из актеров особенно хочется выделить Тома Хэнкса. Для него персонаж главы «Сферы» нетипичный, поэтому наблюдать за артистом в кадре было очень интересно. Но, к сожалению, экранного времени у артиста в этой картине очень мало.

Финальный кадр,- это самая настоящая карикатура на наше будущее, причем, весьма реалистичная. Это как пауза для зрителей, чтобы они хоть на секунду задумались о том, осталось ли для них понятие «личная жизнь» таким, каким оно было хотя бы лет 10 назад.

Так что, если вы хотите сходить на картину «Сфера» для того, чтобы насладиться актерской работой, крутыми спецэффектами и поворотами сюжета а-ля «сердце в пятки», то, скорее всего, вас она не заинтересует. Если вы желаете увидеть «Сферу» для того, чтобы 2 часа серьезно подумать о своей виртуальной жизни и о ее возможных последствиях, то эта картина вам определенно понравится. «Знание-сила, всезнание- власть». А вы сможете согласиться с этим?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button