С 8 сентября 2017 года по 21 января 2018 года в инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок) в рамках проекта «Москва сквозь века», проходит уникальная выставка «Сохраненный святыни Москвы ушедшей». Экспозиция посвящена произведениям декоративно-прикладного искусства из сокровищницы фонда драгоценных металлов и драгоценных камней — одного из самых малодоступных фондов собрания. Выставленные изделия поступили на хранение в галерею из разрушенных в период советской власти московских церквей.
Большая часть, представленной на выставке, коллекции — это литургические предметы, которые обычно хранятся в алтаре храма и являются частью богослужебных действ. Их дополняют живописные эмали в фигурных серебряных обрамлениях со стразами, когда-то бывшие частью украшения «обложки» напрестольного Евангелия. Так же на витринах экспозиции можно увидеть 9 икон в серебряных позолоченных окладах. Одна из них — икона Богоматери Казанской, имеет шитую ризу с драгоценными рубинами и изумрудами в кастах. Две иконы — «Спас Смоленский» и «Святитель Николай Чудотворец» в чеканных ризах вложены внутрь специальных киотов-складней, которые должны были подчеркнуть благоговейное почитание святыни верующими, её важность и сакральность. Трудом специалистов по металлу были подготовлены к участию в выставке драгоценные оклады предметов церковного обихода. Так же художники-реставраторы произвели раскрытие древнерусской живописи. Памятники представлены в их первоначальном виде в драгоценных уборах, за исключением иконы Богоматери «Елеуса» из церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, оклад которой был демонтирован и укреплен специалистами на отдельном щите. Это позволило сделать доступной очень ценную для исследователей и знатоков искусства подпись на нижнем поле иконы, открывающей имя мастера-иконописца автора произведения.
Все эти памятники церковного древнерусского искусства, столь разнообразные по составу, но объединенные общей судьбой — являются свидетелями и участниками страшных событий: разорения и уничтожения церквей, в первой половине прошлого столетия.
Полнота восприятия культурных ценностей невозможна без знания истории их происхождения. Поэтому каждый предмет соотнесен с историей архитектурного памятника в целом. В связи с этим этикетки к каждому представленному предмету сопровождаются историческими справками, которые дают краткие сведения о церкви, в которой некогда находился сохраненный в музее памятник, а мультимедийная программа позволяет увидеть их облик, запечатленный на архивных фотографиях.
Выставку сопровождает научный каталог богато иллюстрированный изображениями, к которому могут обратиться желающие. Систематизация предметов в нем произведена по признаку местоположения храмов, где находились святыни. Поэтому основой структурного построения издания стали исторические районы столицы.
Приятным дополнением для любителей древнерусского искусства станет первый зал одной из выставок в рамках проекта «Москва сквозь века», где представлены несколько икон и одно из первых деревянных объёмных изображений великомученика Георгия Победоносца, относящееся к периоду установления его покровителем и защитником Москвы. Так же, не менее интересна, икона второй половины XVII века работы Симона Ушакова, который стал основоположником нового понимания образа, создавая особенный внутренний свет лика, благодаря иной манере мастера и нетривиальному применению художественно-выразительных средств.