Какой памятник первым приходит вам в голову при ассоциации с Москвой? Каждый москвич в числе главных достопримечательностей столицы укажет памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади — один из культурных символов Москвы.
Однако, такой привычный сейчас, монумент основателю Москвы был там не всегда. До того, как в 1954 году статуя была установлена на свое законное место, Тверская площадь успела пережить смену названия и целых два памятника – и это меньше, чем за полвека!
Тверская площадь до Долгорукого
Как уже было сказано выше, Тверская площадь претерпела множество изменений. По ироническому замечанию поэта Анатолия Мариенгофа, «Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина».
Началось все с того, как в 1912 году там был установлен памятник Скобелеву, военачальнику Русско-турецкой войны (1877-1878). С установкой памятника на Скобелевскую меняется и название площади. Однако «белый генерал» выстоял совсем немного. В 1918 со сменой власти приходит и смена героев, поэтому, исполняя декрет «О снятии памятников царям и их слугам», монумент был демонтирован.
Тут же был установлен 26-метровый монумент Советской конституции, который прозвали Московской Статуей Свободы, а площадь снова переименована – на этот раз в Советскую. Вскоре напротив статуи обосновался Моссовет, что породило популярный в то время анекдот:
— А почему «Свобода» стоит против Моссовета?
— Потому что Моссовет против свободы…
Однако из-за недостатка денег памятник был сделан из того, что было — обелиск из кирпичей и статуя из бетона, а потому очень скоро приобрел неприглядный вид. В 1941 памятник в честь собственной свободы был взорван, и после окончания войны снова встал вопрос о новом украшении площади.
800 лет Москве и причем тут Сталин
В 1947 году отмечалось 800-летие Москвы – первый крупномасштабный праздник после Великой Отечественной войны. Конечно, такое событие не могло обойти стороной и фигуру основателя города – Юрия Долгорукого. По личному распоряжению Сталина группе археологов предстояло найти и торжественно перезахоронить останки великого князя, а также возвести ему монумент. Однако в могиле Долгорукого оказались останки совершенно другого человека, потому об идее перезахоронения пришлось забыть и ограничиться памятником на Тверской площади, которая как раз сейчас пустовала.
На конкурс было выдвинуто множество проектов, включая уже прославившуюся в то время скульптора Мухину – автора «Рабочего и колхозницы», однако победил никому тогда неизвестный скульптор Сергей Орлов. До этого Орлов занимался изготовлением фарфоровых и глиняных статуэток, поэтому выбор комиссии удивил многих. По этому поводу в Москве ходила одна история:
На выставке народных промыслов американскому послу приглянулась фигурка глиняного петушка. Вячеслав Молотов тут же подарил игрушку послу тогда еще дружественной страны. Сергей Орлов, который оказался автором статуэтки, написал жалобу, где объяснил, что уже обещал передать петушка в один из домов пионеров. Немного погодя Орлова внезапно вызвали на заседание Политбюро, где сам Сталин отчитал Молотова, за то, что он обделил советских пионеров, и предложил молодому скульптору участие в конкурсе на возведение памятника основателю столицы. С тех пор Орлов пользовался личным расположением вождя и потому, ходят слухи, выиграл конкурс.
Работа над памятником
Молодому Орлову, никогда не занимавшемуся масштабными монументами, приставили двух опытных скульпторов в помощники – Антропова и Штамма. Мастера долго не могли прийти к согласию, поэтому от размещения закладного камня в 1947 до самой установки памятника прошло 7 лет.
Так как раскопки могилы Долгорукого не дали результатов, о внешности князя имелись очень смутные представления. В итоге был принят вариант, где Долгорукий представал в виде могучего русского богатыря, хотя, как говорят историки, в реальности князь был довольно полный и небольшого роста.
Много событий пережила Тверская площадь, прежде чем принять знакомый всем вид вместе с памятником Юрия Долгорукого. Много историй и легенд связано с этой величественной скульптурой. Несмотря на то, что памятник москвичи полюбили не сразу, сейчас он неизменно ассоциируется с символом нашей столицы и радует взор как туристов, так и жителей Москвы.
Автор: Никита Винокуров