В нашей рубрике «Интервью» встречаются самые разнообразные люди из искусства, бизнеса, общественной деятельности, те, кто своими идеями и практикой стремятся развивать окружающее пространство. Редакция СМИ «Типичная Москва» совместно с фотографом Алексеем Адамяном подготовили ряд интервью с творческими людьми, мастерами своего дела, которые готовы поделиться секретами своей профессии. Сегодня у нас Анастасия Косенко, художник по стеклу и создатель проекта Zero.Glass.
Типичная Москва: Где ты училась? Какой факультет?
Анастасия Косенко: Я закончила МГХПА им.Строганова по направлению художественное стекло.
Сколько лет ты в профессии?
Рисую всю свою жизнь, а вот со стеклом я познакомилась 5 лет назад. У нас с ним теперь большая любовь.
А какие предметы легче всего давались в школе?
Вы удивитесь, но это была алгебра, геометрия и физика. В институте я поняла, что художники не очень дружат с этими предметами. И со временем я тоже позабыла все формулы.
Нужно ли хорошо учиться в школе чтобы преуспеть в твоей профессии?
Нужно учиться не ради оценок, а ради знаний. Увлеченно поглощать новую информацию, ведь столько свободного времени у тебя не будет больше. А в профессии это потом обязательно пригодится, ведь чем больше ты будешь знать, тем лучше старт тебя ждёт и тем круче вещи ты сможешь создавать. Проверено на личном опыте.
Бываете ли такое, что ты хотела бы уйти и сменить сферу?
Нет, пока таких мыслей не было. Возможно когда-нибудь я устану работать за горелкой и мне станет тяжело смотреть на огонь, но тогда я просто перейду из ремесла в чисто дизайн и проектирование
Кто тебя вдохновил на выбор профессии?
Конкретных людей здесь не было. Скорее сам материал вдохновил меня.
Кто по-твоему самый яркий представитель профессии? Чем он известен?
Одно имя назвать невозможно, на истории стекла мы стольких художников изучили, и ещё большее число художников ты встречаешь на просторах интернета и в жизни. Все они создают великолепные вещи, и каждый вносит свой особенный вклад в развития этого дела.
Но могу назвать имена моих любимых финских дизайнеров, я до сих пор вдохновляюсь их работами. Это Tapio Wirkkala, Alvar Aalto и Oiva Toikka.
Считаешь ли ты, что полностью отдаешься своей работе? (Любое свободное время думаешь о работе)
Для меня стекло это уже неотъемлемая часть жизни. Я всегда волей не волей о нём думаю. Но порой надо соскучиться по делу, чтобы вновь взяться за него с ещё большим энтузиазмом. В такие моменты я устраиваю себе неделю или две отдыха от мастерской и горелки.
Чем вдохновляешься не из своей сферы? (Кино, музыка, книги)
Если кратко, то всем. Стараюсь просто наполниться как можно больше образами: книги, журналы, люди, социальные сети, природа, всё что под руку попадётся.
И дать им немного побыть где-то в глубине сознания. А в нужный момент они сами всплывают.
P.S.: Когда есть конкретная задача и надо срочно найти визуал, то я иду в Pinterest. Эффективный и быстрый способ.
Любишь ли ты путешествовать? Как часто получается? Где уже была?
Люблю путешествовать, правда я не слишком далеко уезжала от России. Это Азербайджан, Украина, Финляндия, Латвия и Эстония. Но зато в любой поездке я с интересом изучаю и ищу всё, что связано со стеклом.
Россия сводная страна для проявления творчества?
На уровне того чем я занимаюсь, да.
Проблема в другом, нет своего производства стекла. И это немного затрудняет процесс творчества.
Насколько профессия позволяет тебе быть творчески и свободной?
Если говорить об украшениях, то мою фантазию ограничивает только техника безопасности. Важно постоянно думать о том насколько изделие будет удобно носить и насколько оно будет крепким.
Какая в профессии конкуренция?
Сложно сказать, всё зависит от твоих целей и нишу, которую ты выбираешь. В любом случае, если у тебя есть уникальный стиль и ты постоянно совершенствуешь свои навыки, то и конкуренция тебя не очень страшна.
Твоя профессия меняет мир? Если да, то как?
Я создаю украшения из стекла, это не сильно меняет мир, но зато поднимает многим настроение.
От чего получаешь удовольствие в профессии?
Самый кайф придумывать новые формы, фактуры и сплавлять стекло так, как не делал этого раньше.
Что раздражает в профессии?
Ничего.
Назови достоинства и недостатки профессии. (По пять)
Про lampwork. У меня получилось по 4:
Достоинства | Чистота и отсутствие мелких осколков. | Мастерскую можно организовать дома. | Можно создавать очень сложные миниатюрные вещи. | Работа с живым горячим стеклом. |
Недостатки | Бывают небольшие ожоги. | Дорого организовать свою мастерскую. | Сложно создавать большие объемные вещи. | Большая нагрузка на глаза и спину. |
Назови 5 заповедей профессии.
- Не суй руки в пламя.
- Не касайся горячего стекла.
- Знай своих коллег по творчеству.
- Не воруй чужие идеи.
- Люби то, что делаешь или не делай это вовсе.
Что хотела бы изменить в своей профессии?
Пока что — ничего.
Испытываешь ли ты чувство самореализации в профессии?
Сейчас более чем. Я создаю бренд украшений из стекла. И благодаря этому столько событий и знакомств происходит в моей жизни. С каждым шагом я становлюсь опытнее, а мои украшения качественнее и красивее. Так что всё очень даже хорошо.
Когда может настать профессиональное выгорание?
Я знаю очень много художников преданных своему делу. Так что если ты по-настоящему полюбил работать со стеклом, то это уже навсегда.
Чем ты отличаешься от большинства представителей своей же профессии?
Отличаюсь своей стилистикой и философией. Я люблю стекло за его прозрачность, невесомость и очень красивое преломление света. И поэтому стараюсь делать лаконичные украшения, что бы ничего не отвлекало зрителя от этих качеств материала.
Чего не терпит профессия?
Безалаберности. Нужно уважать материал, с которым ты работаешь. Хотя бы потому, что можно себя покалечить. Ведь газ, огонь и стекло, это не игрушка.
Что ты оставишь после себя?
Дело, которое будет жить и после моей смерти.
Дай совет молодым.
Мой совет:
- Не бойтесь совершать ошибки, экспериментируйте как можно больше. И рано или поздно у вас обязательно получится что-то стоящее.
- Если хочешь научиться работе со стеклом и заодно получить диплом, то поезжай в Питер и поступай в МУХУ.
Высшее образование хорошо тем, что оно даёт очень классную базу, от которой ты уже можешь двигаться в любом направлении. В институте я изучила всевозможные техники работы со стеклом и заодно узнала историю рождения и развития этого материала. Кто-то может подумать что это излишне, но нет, такие знания очень обогащают тебя.
- А теперь экспресс вариант. Если ты хочешь научиться именно работе на горелке (lampwork) и сделать это быстро, то тебе лучше идти к конкретным мастерам. Они как в старые добрые времена расскажут и покажут, что и как надо делать. А дальше ты садишься и оттачиваешь самостоятельно каждый день своё мастерство, потому что главный учитель здесь — это время. Найти мастеров или мастерские можно забив в Google «lampwork мастер-класс». Тот тебе выдаст море информации, останется только выбрать. Ну или если вы хотите научиться работе с боросиликатным стеклом, то добро пожаловать в мою мастерскую.