АрхитектураКультура

Архитектурная Москва, которую мы никогда не увидим

Москва – красивый город, привлекающий каждый год десятки тысяч туристов не только из разных уголков России, но и со всего мира. Одна из главных причин такой популярности – самобытный архитектурный облик, формировавшийся на протяжении многих веков.


Сейчас в городе можно встретить практически любой из стилей, от готики и барокко до эклектики и конструктивизма. Наиболее ярким периодом в архитектурной жизни столицы стал Сталинский ампир, или, как его еще называют, «стиль триумф».

Сталинский ампир – стиль архитектуры, ставший популярным в 30-50–е годы прошлого века на территории СССР. Данное направление было вдохновлено творениями мастеров Древней Греции, зданиями эпохи классицизма и стилем арт-деко, а также готическими и барочными элементами. Выбранный стиль был призван подчеркнуть монументальность, мощь Советского Союза и вдохновить людей на создание прекрасного светлого коммунистического будущего.

Большая часть зданий была спроектирована и построена по личному приказу Сталина. Однако, множество особенно грандиозных идей так и осталось лишь на бумаге в виде проектов и набросков, хранящихся в настоящее время в музеях и архитектурных бюро Москвы.

Как же могла выглядеть Столица России? Это можно узнать, посмотрев на три так и нереализованных проекта.

Дом Книги, 1934 год

Дом Книги, 1934 год
Дом Книги, 1934 год

Проект Дома Книги был разработан архитектором И.А. Голосовым в 1934 году, после того как в начале 30-х годов книжные магазины перешли под единое управление государственной системы книжной торговли.

Задумка представляла собой вытянутое вверх здание, дополненное динамичным лестничным фасадом и скульптурной композицией.

Сооружение должно было располагаться в начале Орликова переулка, однако возведенное в то же время здание Наркомзема по проекту А.В. Щусева не позволило развернуться строительству. Дом книги был возведен значительно позже, но уже по переделанному проекту Б.М. Великовского, а разработки И.А. Голосова так и остались лишь на бумаге.

Дом Аэрофлота, 1934 год

Дом Аэрофлота, 1934 год
Дом Аэрофлота, 1934 год

Летом 1934 года советских летчиков, спасших дрейфующих на льдине членов экипажа ледокола «Челюскин», представили к государственной награде, и по законам того времени было решено увековечить память о героях авиации.

Работающий над проектом Дома Аэрофлота архитектор Д.Н. Чечулин предложил сделать здание-монумент, ажурные арки которого должна была украшать скульптурная группа из фигур летчиков, участвующих в спасательной операции.

Здание должно было располагаться на площади Белорусского вокзала, в месте, где ул. Тверская переходит в Ленинградский проспект, поскольку эта точка символизировала сообщение между Советским Союзом и заграничным миром.  В Дом Аэрофлота планировалось перенести все структуры авиакомпании, создав там единый авиацентр.

По поводу проекта велись споры, и, в конечном итоге, его заморозили. Спустя некоторое время, Чечулин нашел решение как реализовать свой проект. Внеся значительные правки, он сконструировал более монументальный и серьезный Дом Советов РСФСР на Краснопресненской набережной.

Административное здание в Зарядье (восьмая сестра), 1947 год

Административное здание в Зарядье (восьмая сестра), 1947 год
Административное здание в Зарядье (восьмая сестра), 1947 год

Административное здание в Зарядье по проекту архитектора Д.Н. Чечулина, или восьмая сестра Сталинских высоток, в отличие от предыдущих примеров, было не только спроектировано, но и частично построено.

Изначально в высотке должен был располагаться Народный комиссариат тяжёлой промышленности СССР, а позже здание приписывали уже Министерству внутренних дел.

Башню высотой 275 метров планировали завершить к 800-му юбилею Москвы, однако ее не успели закончить из-за смерти Сталина в 1953 году. К тому моменту уже был заложен фундамент и нижняя часть, на которую ставились колонны.

Пришедший к власти в 1954 году секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев изменил градостроительную политику Москвы, развернув кампанию против архитектурных излишеств. Позднее, уже в 60-х годах, на месте высотки была воздвигнута гостиница «Россия», окончательно демонтированная в 2009 году.

Архитектурные проекты периода Сталинского СССР поражают своей красотой и грандиозностью. Сейчас уже трудно представить улицы Москвы с такими необычными гигантами, отсылающими в фантастические миры будущего, но, может когда-нибудь мы увидим что-то еще более необычное и завораживающее.


Изображения взяты с сайта Культура.РФ

Back to top button