АрхитектураИнфраструктура

Все чудесатее и чудесатее: архитектурные «странности» Москвы

Лучший город Земли мы любим не только за очевидные шедевры русского зодчества, но и за разные «причуды». Настоящего москвича выдает вовсе не знание всех башен Кремля, а умение показать Москву «по ту сторону путеводителя». Рассказываем, что необычного можно найти в Новых Черемушках, зачем держать выше нос на Остоженке и как заняться палеонтологией не в Палеонтологическом.


Дом с Ухом
Нахимовский проспект, 47

Дом с Ухом

С легкой руки поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского здание Центрального экономико-математического института на Нахимовском проспекте прозвано домом с Ухом. Все дело в декоративном мозаичном элементе, который как бы «парит» перед фасадом здания, расчерченного множеством квадратов. Строительство института пришлось на период, когда выражение «теплый ламповый» чаще всего относилось не к ортодоксальным аудиофайлам, а к компьютерам – огромным электронным вычислительным машинам, требующим отдельного здания.  К моменту открытия ламповые компьютеры перешли на полупроводниковые транзисторы, поэтому идея с разделением здания на две врезанные друг в друга пластины (западная – для машин, другая – для людей) оказалась не такой актуальной. Тем не менее, в красоте проект от этого не потерял: математическое назначение постройки «считывается» даже не подготовленным зрителем. Как же архитектор добился такого эффекта? Все гениальное космически просто: размер бетонного квадрата на фасаде, в который врезана скульптурно-живописная эмблема здания — лист  Мёбиуса, символ бесконечности, равен одной миллионной диаметра земли. Все остальные детали кратны этому числу. Павлов утверждал, что инстинктивно человек тянется к этому квадрату, потому что чувствует соразмерность с землей. Правда ли это?  А. Вознесенский в эссе «О» заканчивает свои размышления так: «Но ему никто не верит, все знают, что это памятник Уху. И. завидя его, приветственно шевелятся уши горожан»

Палеонтологические «раскопки» в метро

Палеонтологические «раскопки» в метро

Если по пути с работы в час пик в московском метро вам вдруг отчаянно захотелось превратиться в маленького моллюска в личной раковине, поздравляем: вы не одиноки. Более чем на 50 станциях московского метро на стенах и в облицовке колонн можно наблюдать палеонтологические объекты – следы древних организмов. Окаменевшие раковины в изобилии встречаются в красно-коричневом мраморе с белыми прожилками. Например, на станции «Добрынинская», если ехать в сторону «Октябрьской», ближе к первому вагону советуем полюбоваться раковиной наутилуса – головоногим моллюском, живущим с палеозойских времен. Попробуйте отыскать раковину брюхоного моллюска при переходе со станции «Боровицкая» на станцию «Библиотека имени Ленина» — и мир подземки никогда не будет для вас прежним. Экспонат находится у самой лестницы, ведущей вниз, на платформу, в бежевом мраморовидном известняке. Камень этот привезен из Крыма и называется «биюк-янкой», в честь поселения, около которого его добывали. Самая интересная ветка для любителей подземной палеонтологии – синяя. Пол возле глухой торцовой стены на станции метро «Электрозаводская» представляет собой настоящий коралловый риф, а колонии кораллов можно увидеть в желтом мраморе пола. Все эти окаменелости относятся к каменноугольному периоду палеозойской эры, им около 300 млн лет.

Дом со зверями

Чистопрудный бульвар, дом 14

Дом со зверями

Недалеко от станции метро «Чистые пруды» располагается необычный дом, давно полюбившийся москвичам своей сказочностью. На фасаде красуются совы и утки, грифоны, драконы, львы, химеры. Дом построили в ХХ века по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Между прочим, спонсировало все это средневековое «мракобесие» церковь – здание возводили как доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, а часть квартир предназначалась под проживание нуждающимся. Над запоминающимся оформлением трудилась художественная артель с говорящим названием «Мурава» под руководством Сергея Вашкова – ученика самого Васнецова. Вдохновением послужили причудливые барельефы со стен шедевра русского зодчества – Димитриевского собора во Владимире. Художник укрупнил и по-своему переработал средневековые барельефы, адаптировав под современный модерн. После войны дом достроили на несколько этажей ввысь, однако «сказочности» от этого здание не утратило. Кстати, в подвале этого дома сейчас располагается морской аквариум, подводная фауна которого удивляет не меньше расписных стен дома. Обязательно сводите сюда ребенка, гуляя по Чистопрудному бульвару: возможно, ваши рассказы про «бабайку» приобретут у избалованных гаджетами детей прежний вес.

Дом под рюмкой

Остоженка, 3/14

Дом под рюмкой

Рассмотрев хорошенько этот дом в первый раз, так и хочется протереть глаза: на крыше красуется не что-нибудь, а огромная перевернутая рюмка. Ходит легенда, что знатный купец Филатов, страдающий, как и все приличные купцы того времени от пьянства, таким образом решил «завязать» с алкоголем. Чувствуется размах, с каким «врачующийся» подошел к делу – это вам не магнитики «ночью кушать вредно» на холодильник вешать. Сказано – сделано. Дом строился в два этапа: левая сторона была готова в 1904 году под руководством Эрнеста Нирензея. Правая часть, на которой и красуется рюмка, достроена в 1909 г. Валентином Дубовским. Дубовской славился неожиданным сочетанием готики со стилем модерн, поэтому наравне с легендой о завязавшем пить купце бытует вторая: необычная крыша – это всего лишь готический элемент, отсылающий нас в Средневековье. Впрочем, модерн модерном, а все же перевернутая рюмка навязчиво мерещится каждый раз при взгляде на крышу – тут невольно вспомнишь старину Фрейда… После недавнего ремонта оригинальную «рюмку» заменили современной, менее изящной, так что разгадать изначальную задумку автора теперь еще сложнее.

Кремлёвская АЗС на Волхонке

ул. Волхонка, между владениями 14 и 16

Кремлёвская АЗС на Волхонке

Кремлевскую АЗС на Волхонке по полному праву можно назвать королевой среди бензоколонок – она является старейшей из сохранившихся заправочных станций Москвы и единственной в пределах бульварного кольца. Предположительно, типовой проект АЗС был разработан в 30 годы прошлого века знаменитым архитектором Алексеем Душкиным (автором сталинской высотки у Красных ворот«Детского мира» на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»). Это единственный реализованный элемент из самого амбициозного советского плана –  по строительству Дворца Советов. Как мы знаем, дворец так и не был построен, зато бензоколонка стоит по сию пору: аккурат напротив главного собора страны. Конечно, сейчас здание выглядит не таким передовым, как казалось современникам, зато является одним из последних сохранившихся памятников советского арт-деко. Из модернизированного – только сами колонки, их поменяли несколько лет назад. Самое интересное, что заправиться на ней можно до сих пор, правда только правительственным машинам и до сих пор «по талончикам». Вот уж где настоящая «советская атмосфера»!

Автор: Кузина Ксения

Back to top button