КультураЛюдиМузыкаТеатр

«Балет абсурда» Эрика Сати

В мае этого года исполняется 150 лет со дня рождения Эрика Сати –  эксцентричного французского композитора и пианиста, реформатора европейской музыки начала XX века. В честь этого события, с 1 апреля по 18 мая в Москве проходит фестиваль «Под зонтиком Сати».

Родоначальник импрессионизма, примитивизма, конструктивизма и минимализма в музыке, Эрик Сати оказал влияние на Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Франсиса Пуленка, Дариуса Мийо и многих других композиторов. Сати придумал жанр фоновой музыки – его навязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения, звучащие в магазине или в салоне, опередили свое время на полвека. Творчество композитора вызывало полярные оценки: одни его превозносили, другие – отвергали. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

23 апреля в ГЦСИ состоялось мероприятие в рамках фестиваля «Под зонтиком Сати» – «Балет абсурда». В программе – музыка к балетам Эрика Сати «Парад» и «Отмена спектакля» в сопровождении видеопроекций и фильма Рене Клера «Entr’acte» (1924). Исполнители: Алексей Любимов, Михаил Дубов, Мона Хаба, Владимир Иванов.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати 9VrIea9ESN8

Вечер начался с небольшой лекции-презентации о жизни и творчестве композитора. Гости узнали, что Эрик Сати разработал собственную систему композиции: для каждой пьесы он сочинял несколько коротких пассажей, после чего пристыковывал эти элементы друг к другу.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати 315479 horz

Сати был эксцентричен, давал своим произведениям названия «Три пьесы в форме груш», «Засушенные эмбрионы» и т.д. До своего пятидесятилетия он был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от высшего музыкального света Франции.

Широкая парижская публика узнала Сати только благодаря Русским сезонам Дягилева, где на премьере балета Сати «Парад» 18 мая 1917 года (сценарий Жана Кокто, хореография Леонида Мясина, декорации и костюмы Пикассо) состоялся большой скандал.

Присутствовавший на премьере Илья Эренбург вспоминал: «Музыка была современной, декорации — полукубистическими. Музыка, танцы и особенно декорации возмутили зрителей. Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!» В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера. Зрители решили, что актеры издеваются над их протестами, и вопили еще громче».

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати x b6f2f54b horz

Через два с лишним года состоялась премьера в Лондоне, которая сопровождалась успехом. Несмотря на то, что первый показ «Парада» вызвал скандал, он оказался вехой и переходным произведением музыки и театрального искусства начала XX века. Вот как прокомментировал «Парад» Игорь Стравинский, с которым общался Сати: «Спектакль поразил меня своей свежестью и подлинной оригинальностью. «Парад» подтвердил мне, до какой степени я был прав, когда столь высоко ставил достоинства Сати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке тем, что противопоставил смутной эстетике доживающего свой век импрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишенный каких-либо вычурностей и прикрас».

Поэт Гийом Аполлинер описал «Парад» как «своего рода сюрреализм», впервые в истории употребив этот термин, обозначивший целое художественное течение начала XX века.

Главной темой сценария был парад артистов балаганного цирка — китайца, двух менеджеров, двух акробатов и малышки-американки, которые пытаются привлечь публику посмотреть представление, проходящее в цирковом шатре. Кокто добавил к партитуре балета различные немузыкальные звуки, издаваемые пишущей машинкой, горном и набором молочных бутылок.

Гостям мероприятия была показана видеопроекция с отрывком балета «Парад». Ну а самой необычной частью вечера оказалась игра на пианино музыки Эрика Сати в сопровождении тех самых немузыкальных звуков: исполнители использовали пишущую машинку, ручную сирену, стеклянные бутылки, доски, барабаны, хлопки и даже звук переливающейся воды в бутылке.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати IMG 4771 horz

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати KprYODmA 80

Следующее произведение, о котором гостям рассказали на мероприятии – балет «Отмена спектакля» (1924). Это совместное творение французского художника и писателя Франсиса Пикабиа и композитора Эрика Сати. Они создали спектакль, до сих пор стоящий особняком в истории балета. Оригинальное название «Relâche» представляет собой абсолютно обыденное для парижан слово, которое часто пишется крупным шрифтом на табличке и вывешивается на дверях театра в те дни, когда спектакль по какой-либо причине отменяется.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати 158972

По мнению Сати, название заранее обеспечило спектаклю грандиозный успех: «мы сможем видеть его в афише по крайней мере один раз в неделю, в любом театре». Это было яркое авангардное зрелище, в котором содержался главный принцип дадаизма — игра в абсурд и отсутствие открытого смысла. «В единую бессмыслицу» соединялись театр, балет, музыка, скульптура, живопись и кино — «Relâche» включал в себя проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую — в перерыве (Антракт).

Посетителям «Балета абсурда» показали киноленту «Антракт» Рене Клера с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа. Во время показа фильма, для гостей исполняли партитуру Сати на пианино, которую сам композитор назвал «порнографической музыкой», так как отбирал для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, немного переделывая их.

В конце мероприятия для гостей разыграли небольшую миниатюру: под музыку Сати на сцену вышел актер и исполнил несколько движений из балета. Музыка то и дело повторялась, замедлялась, прерывалась, в голове мелькали кадры абсурдного и сюрреалистичного фильма Рене Клера, балета «Парад» и «Отмена спектакля». Зрители даже не сразу поняли, когда все закончилось, но после пятисекундной паузы и фразы: «Это все!», – раздались аплодисменты и смех.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати CKaAme5gZVA

Дерзкое новаторство и оригинальность проектов Эрика Сати поражают до сих пор: его творчество понимают не все, оно может нравиться безумно или не нравиться вовсе, но остаться равнодушными просто невозможно.

Ознакомиться с творчеством Эрика Сати еще можно успеть до конца фестиваля:

29 апреля в 19.30 в ГЦСИ состоится авторский концерт Дмитрия Илларионова «Сати – первый минималист», в концерте принимает участие струнный квартет Alter’Ego.

12 мая в 20.00 в Мультимедиа Арт Музее состоится первое исполнение в России оперы для кукольного театра «Женевьева Брабантская» Э. Сати, хоровые произведения М. Дюруфле, Ф. Пуленка, Г. Форе, О. Мессиана. Исполнители: вокальный ансамбль «Эйдос», худ. руководитель Андрей Капланов

18 мая (место и время будут объявлены на сайте www.satie.ru) состоится мероприятие – «С днем рождения, Эрик!», где будет представлена камерная и вокальная музыка Эрика Сати.

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати IMG 4774

«Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати «Балет абсурда» Эрика Сати IMG 4762

Теги
Показать больше
Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: